Фильму Ларисы Шепитько "Восхождение" - 30 лет Эта пронзительнейшая картина о войне - одна из самых титулованных в отечественном кинематографе ("Золотой медведь" Берлинского кинофестиваля) - была снята по повести Василя Быкова "Сотников".
В истории о жертвенности интеллигента и предательстве Рыбака режиссер увидела религиозный смысл.
Говорят, картину критиковали за мистицизм, но на закрытом просмотре "Восхождения" старый партизан плакал навзрыд и произнес пламенную речь. Фильм пустили в прокат, а потом отправили на мировые фестивали, на каждом из которых Ларису Шепитько ждал приз.
Это была не просто мастерская работа (музыку написал Альфред Шнитке, одну из ролей сыграл Анатолий Солоницын, за камерой работал опытный Владимир Чухнов). Это был пример невероятного для большинства нынешних "мастеров" мужества и самоотдачи.
О фильме "Восхождение" и Ларисе Шепитько вспоминают ее друзья и коллеги.
Президент кинофестиваля "Окно в Европу", актер Армен МЕДВЕДЕВ:
- Лариса Шепитько была светлой, красивой, совершенно не похожей на свой фильм - один из самых мужественных в советском кино.
Я говорю "советском", потому что один мой учитель верно отметил, что говорить "бывшее советское кино" так же глупо, как говорить "бывшая античная литература".
Лариса была родом из украинской деревни, а училась во Львове, и ее мама, работавшая заведующей отделом писем в Львовском обкоме, привезла ее в Киев на киностудию имени Довженко.
Но Лариса сказала: "Такое кино, какое снимаете вы, я снимать не буду, я буду снимать другое кино". Она свое кино сделала. К сожалению, мало.
"Восхождение" Лариса снимала трепетно. У детей советской, военной поры бывали нелады с властью, критическое к ней отношение.
Но было неизбывное уважение к тому, что называется подвигом нашего народа.
Лариса была удивительным человеком. Женщины могут оценить, например, такой поступок: когда она носила своего сына Антона, случилась беда - ее везли по роддому в каталке и уронили, был поврежден позвоночник.
Она собрала всю силу, чтобы выносить и родить своего мальчика.
Последний раз мы виделись за год до ее гибели, на фестивале в Сан-Себастьяне, разговаривали, вспоминали молодость... А в начале съемок фильма по "Прощанию с Матерой" Валентина Распутина машина, где ехала Лариса, въехала в грузовик, груженный кирпичом.
Перемололо шесть человек. Это была страшная история.
Фильм "Прощание" закончил муж Ларисы, режиссер Элем Климов.
Как-то у меня брали интервью для телефильма "Лариса и Элем". И начали задавать вопросы типа: "А как вы думаете, он ей изменял?" Ну, ребята, я могу рассказать, например, как Элем вынашивал идею сценария, но не эту чушь! Да, была сумасшедшая история, которую могли разыграть только эти два человека.
Фильмы Элема клали на полку, а Лариса как раз переживала грандиозный успех. А это ведь всегда очень сложно, когда два режиссера в семье. Элем на какое-то время ушел из дома, и Лариса думала, что у него другая женщина. А он спал на раскладушке у друга.
Актриса Людмила ПОЛЯКОВА:
- В моей жизни было несколько режиссеров "ангелов- хранителей", которые сейчас как будто ушли на небо.
Один из них - Лариса Шепитько.
Она была совершенно уникальной, фантастической красоты женщина. Когда была одержима работой, могла ходить в каких-то 45-го размера валенках, тулупе, платках... А когда произошла премьера, она явилась утонченной, элегантной - в бархатном костюме, тонкие пальцы, кольца, модная стрижка...
Это преображение было фантасмагорично! Мне повезло, меня сначала заметил Элем Климов, я играла в его фильме "Агония" небольшую роль. И он порекомендовал меня Ларисе.
Больше я в фильмах о войне не снималась. Это мой вклад в тему нашей победы.
Я дитя войны, и в эвакуации я жила как раз в том месте под Муромом, где потом снимался фильм. Это мистика.
Для меня было важно вновь оказаться на этом месте, где моя мама чуть не погибла...
Я посвятила этот фильм ей.
Сцена казни снималась неделю. Неделю мы должны были пребывать в напряженном, можно сказать, экзальтированном состоянии. И Лариса повторяла: "Мила, ну вспомни: вот эта река, где твоя мама..." Когда отсняли эту сцену, я была в таком состоянии, что Лариса налила мне водки...
Актер Владимир ГОСТЮХИН:
- У нас была потрясающая команда. Хотя складывалась она трудно. Создать ее могла только такая личность, как Лариса Шепитько.
Перед съемками я прочитал повесть Быкова, а потом сценарий и был потрясен ими. Ничего подобного о войне я не читал никогда.
Написано жестко, реалистично.
Но когда я впервые увидел Ларису на киностудии "Мосфильм" - хрупкую, какую-то струящуюся женщину, красивую, с выточенными чертами лица, я никак не мог поверить, что она сможет снять такое жесткое кино. Читая повесть, я сразу примерял на себя роль Рыбака.
Другой герой - Сотников - интеллигентный человек, а Рыбак - человек "от земли".
В то время у меня была непростая ситуация в жизни.
Я почти 4 года работал мебельщиком в Театре Советской армии. Никак не мог устроиться по специальности, актером.
И мучительно переживал это состояние. Лишь однажды сыграл роль в спектакле "Неизвестный солдат" - заменил болевшего артиста.
Ведь в подвале мебельного цеха я самостоятельно готовил роли из репертуара театра, которые мне нравились.
Как говорили актеры и главный режиссер, сыграл я успешно. Меня ввели в спектакль. На один из показов пришла режиссер с "Мосфильма", и мне предложили роль в телекартине "Хождение по мукам". И слухом дошло до Ларисы Шепитько, что есть такой любопытный, никому не известный артист Гостюхин.
Таким сложным, витиеватым путем я пришел в съемочную группу Ларисы и через 15 - 20 минут общения с ней понял, что никто, кроме нее, эту картину не снимет.
Настолько она знала, ЧТО хочет воспроизвести на экране.
Я согласен, что советский кинематограф не бывший кинематограф, это великий кинематограф. И в нем были такие открытия, которые современному кино только предстоит сделать. Лариса говорила, что для нее кино не профессия, это ее метод думать. Фильм для нее - это и художественный, и гражданский акт. Она была гражданином с большой буквы, любившим свою Родину и лично переживавшим за все проблемы, которые были в стране. Мы с ней много и откровенно говорили на эту тему...
Борю Плотникова - тогда актера Свердловского ТЮЗа, где он зайчиков играл, - тоже интересно нашли. Наш художник написал эскизы к фильму, в том числе портрет предполагаемого Сотникова, каким его описывала Лариса.
Ассистентка по актерам приехала в Свердловск и увидела в фойе ТЮЗа на фотографии человека один в один похожего на нарисованного Сотникова... И нас с Борей, непонятно откуда возникших, взяли на главные, сложнейшие роли. Это же надо было убеждать все инстанции, что играть должны именно эти артисты, и быть уверенной в себе, в том, что сможешь с ними совладать и сделать то, что надо! Я не встречал режиссеров с такой внутренней силой духа, даже мужчин.
Лариса, представьте себе, работала на морозе с 6 утра до 8 - 9 вечера. Иногда ее выносили со съемочной площадки на руках, делали укол - у нее была больная спина, а наутро она опять работала.
При виде этого нам грех было жаловаться. И мы делали все от нас зависящее, отдавали себя этой картине целиком. Мы не играли, мы всё пропускали через себя.
При всем своем мужестве Лариса была человеком необыкновенно тонким, чувствительным.
Снимала кино сердцем, не жалея его. При этом была очень грешным человеком и подчас очень слабым, растерянным перед невозможностью сделать что-то. Но умела брать себя в кулак - и делать, делать, идти вперед и увлекать за собой всех... Как Лариса вживляла нас в роли? Мы практически жили в той одежде, в которой существовали на съемках. Всё к нам "прилипло". Лариса меня Владимиром не называла - звала именем героя. Я и сны-то видел как Рыбак. И я увидел во сне финал. Ведь в сценарии он был не таким, как в картине. Там Рыбак после попытки повеситься просто выходил и смотрел. А я увидел во сне его рыдание, его покаяние, руки, тянущиеся к открытым воротам, где его Родина... Я предложил это Ларисе. Она поначалу посмеялась, но, когда мы снимали этот эпизод, я сыграл всю сцену, эти рыдания и услышал крик Ларисы: "На колени! На колени!" Я упал на колени и в этом рыдании, в полуобморочном состоянии закончил сцену.
Фильм получил "Золотого медведя" в Берлине и еще массу призов в СССР и за рубежом.
А я благодаря этой картине стал известным артистом.
Съемки в "Восхождении" были фантастической школой. После них я отказывался от многих ролей, хотя это трудно в нашей профессии.
Брал только то, что близко мне по духу, по сути моей человеческой и по гражданской позиции. Лариса Шепитько для меня как мать в искусстве, это святое.
Гибель Ларисы - потеря невосполнимая на всю жизнь.
Она сжигала себя для того, чтобы мир был лучше, менее пошлым, чтобы душа человеческая вырастала. Я этому у нее учился.
Записала Ольга ГОРНОВА.