В Москве простились с народным артистом СССР, выдающимся пианистом и педагогом Николаем Петровым. Маэстро скончался после продолжительной болезни в возрасте 68 лет.
В Большой зал консерватории, где он выступал бесчисленное множество раз, пришли поэты, музыканты, артисты, композиторы, «коллеги по цеху» — Элисо Вирсаладзе, Михаил Воскресенский, Тигран Алиханов. Под управлением друга Николая Арнольдовича, Марка Горенштейна, играл Государственный академический оркестр России.
Отпевание прошло в храме Большое Вознесение у Никитских ворот. Затем пианиста похоронили на Троекуровском кладбище. Николай Арнольдович много раз приезжал в Нижний Новгород, выступал соло и в дуэте с молодым коллегой Александром Гиндиным. Нижегородские меломаны и музыканты ходили на его концерты добросовестнее, чем на работу. Его трактовки хрестоматийных произведений, порой необычные, убеждали и звали к новым горизонтам. «Юпитеру позволено», — милостиво кивали критики.
Прямота и самодостаточность, блестящее остроумие Николая Арнольдовича вошли в поговорку в музыкантской среде, и, что ни говори, вспоминается много не просто хорошего, но откровенно веселого…
Выступал он в простой черной рубашке навыпуск. На вопрос: «Почему не во фраке?» — он выдал блестящий сюжет: «Однажды, когда я играл очередной концерт во фраке и подкручивал банкетку, чтобы отрегулировать высоту, фалду фрака заело в механизме. Так что уходить пришлось вместе с банкеткой. Но это еще что! Концерт был весьма удачный, и публика так аплодировала, что пришлось выходить на бис вместе с банкеткой».
Мария ФЕДОТОВА, Ольга ГОРНОВА.
Память
Виктор КУЗНЕЦОВ, художественный руководитель Нижегородского русского народного оркестра:
— Конечно, ушел выдающийся
Николай Арнольдович.
Владимир ДУДИН, музыкальный критик,
— Николай Петров в последние годы очень редко выступал в Петербурге. О его творчестве можно было узнавать из новостей на телеканале «Культура», скажем, в связи с фестивалем «Кремль музыкальный». Трудно было не заметить, как в исполнительской манере этого пианиста отражались особенности его манеры речи и характер публичных высказываний — прямых, бескомпромиссных, ироничных, точных. Хотя кесарю он отдавал кесарево, и обличительный пафос зачастую резких в своей прямоте суждений общественного деятеля никогда не проникал в творчество Николая Петрова, музыку он боготворил.