В нашем пресс-центре бывают разные встречи.
Иногда гости редакции спорят меж собой, иногда делятся опытом или просто рассказывают о новостях и проблемах жизни. Перед Днем учителя состоялся разговор, в котором приглашенные во многом соглашались друг с другом.
И это неудивительно, ведь они коллеги, все не просто учителя, а одни из лучших в своей профессии.
Преклоняясь перед благородным братством, еще раз поздравив их с предстоящими праздниками 1 и 5 октября, мы начали с самого трудного.
Нам всем далеко не безразлично авторитетное мнение практикующего учителя, достигшего определенных успехов в работе: куда движется современная школа со всеми ее реформами и конкурсами? Как сделать, чтобы, обучаясь, приобретая знания, растущий человек получал бесценный багаж нравственного воспитания? И еще ближе к тому, что волнует родителей, - доколь школа будет бесконечно собирать с семей деньги, как противостоять невежеству некоторых преподавателей, что предпринять, чтобы ребенок не чувствовал себя обиженным и униженным в школе? К участникам разговора была всего лишь одна просьба - быть откровенными, и они ее выполнили.
Перед именем твоим
Что первично - образование или воспитание? Ответ был однозначным: нужно и то и это. Каждый урок, будь то математика или физика, литература или физкультура, должен воспитывать что-то хорошее и правильное в школьнике. Но каждый ли педагог осознает это? Где взять учителей от бога, влюбленных в свою профессию, ведь их все меньше.
Почему педагогические вузы заполонили люди, идущие туда за "корочками"?
- Я не так давно закончила наш педагогический университет, - говорит Ирина Долженкова, - вспоминаю, сколько нас, студентов группы, действительно пришли учиться с желанием стать учителем. Это приблизительно тридцать процентов.
Остальные еще определялись.
На выходе из института третья часть выпускников пошли работать в школу, а другие отправились по иным дорожкам.
Конечно, у всех сложились разные жизненные ситуации.
Кого-то не устраивала материальная обеспеченность учителя , кто-то не находил места (в начальной школе вакансий было немного). Сейчас, действительно, многие идут в институт за высшим образованием, с ним сначала можно и в школе поработать, а потом устроиться в какую-нибудь фирму. Но ведь такие люди и не задерживаются в школе, работа слишком ответственная, на ней не отсидишься.
- А у нас, собственно, и нет случайных, - выражает свое мнение Константин Лашков, - к нам приходят, как правило, те, кто уже работал в гимназии, проходя практику.
Хочется верить, что это так, хотя бы в тех школах, где работают лучшие. Учителя делают вывод: надо придумать что-то такое, чтобы конкурсный прием в педагогические вузы учитывал не только проходные баллы, но и мотивацию абитуриента.
Для этого нужны собеседования, опросы. Надо дать зеленый свет учительским династиям.
Тогда в школе не будет "лишних" людей.
- Чтобы воспитать личность, как известно, нужно самому быть ею, - говорит Ирина Тарасова.
- Молодые педагоги, какими и мы были совсем недавно, порой не имеют достаточного опыта для работы с детьми.
Раньше, кажется, было больше практики у студентов вуза. Сейчас те, кто учился на вечернем, заочном отделениях, подтверждают, что мало общались с детьми во время учебы.
Поэтому многое зависит от того, как встретят коллеги начинающего учителя, помогут ли ему на первых порах, как работает методический совет школы.
- Чтобы воспитать человека, мало хорошо знать предмет, иметь способности к той или иной науке. Нужен педагогический дар. Предмету ребенка легче научить, нежели заставить поверить себе, передать собственные идеалы и взгляды на жизнь, - дополняет Елена Клаус.
Учитель всегда прав?
Конечно же, нет, в один голос отвечают участники "круглого стола". Есть человеческий фактор, и каждый в любой профессии может ошибаться.
Порой ребенок может обидеться там, где взрослый и не подумал бы. Может заслуженное наказание воспринять как обиду, стремление учителя унизить его. Настоящий педагог должен чувствовать все нюансы, не оставлять ничего неясного, говорить с учеником.
Девочка написала в школьной газете о дискотеке, которая ей не понравилась. Ребята там пили пиво, ругались матом.
Прочитав заметку, завуч собрала школьный совет и первая выступила с речью: "Позоришь школу, а если родители прочитают или узнают там, наверху?..
Тебе не дорога честь школы!" Будет ли теперь ученица когда-нибудь откровенна, захочет ли бороться с невежеством или предпочтет "не высовываться?" Конечно, этот пример - ошибка учителя, согласились участники нашей встречи. Может быть, в пылу своей преданности коллективу, школе завуч переборщила. Ошибки бывают, но главное, что должен в таких случаях уметь педагог, это публично признавать промахи, причем не один на один с учеником, а открыто, в том же коллективе, где несправедливо обидел человека. Дети понимают и уважают таких учителей.
Хорошо, если этому общечеловеческому правилу научатся и ребята.
Один из типичных случаев, когда дети чувствуют себя униженными, по мнению учителей, это видимая разница в том, как они могут одеться, что себе купить.
Педагоги здесь выступают за школьную форму.
Она вовсе не обезличивает детей, как некоторые полагают.
Форма дает свободу быть внешне не хуже других и стараться отличиться своими внутренними качествами, показывать не наносное, а внутреннее богатство.
- Иногда вызываешь ребенка к доске, а он стесняется себя - немодно, неважно одет, взгляды одноклассников вгоняют его в ступор. Или наоборот, дети начинают кичиться, например, чей мобильник круче, и это тоже плохо. В школе должна быть иная конкуренция, на самом-то деле они совсем другим должны быть интересны друг другу. И это тоже нравственное воспитание.
Есть контакт!
Наши гости размышляют об индивидуальном подходе к каждому ученику. По их мнению, это главное правило в воспитательном процессе - в общении с детьми не воспринимать класс единой массой.
Но индивидуальный подход, как они полагают, должен быть и к каждой семье, в которой живет ученик. Если учитель взаправду заинтересован в результатах воспитания, то он работает с семьей в целом.
Именно так подходят к работе Ирина Долженкова, Ирина Тарасова, с первого класса организующие для детей и родителей совместный творческий поиск. Вместе с родителями ребята исследуют биографию своих предков, соотнося ее с прошлым родного края, страны, мира. А Галина Гонова начинает работу с новым классом со старого доброго обхода всех семей на дому, что современный учитель, признайте, делает редко.
- Веду ребят с первого по одиннадцатый класс, думаю, что это важно - знать каждого и сопровождать с начала и до конца школы. Трудности, конечно, бывают. Звонит, например, ночью одна мама: "Спасите, убивают". Мой муж сажает меня в машину (спасибо, что помогает мне), и мы едем в дом ученика. Разбираемся, успокаиваем ребенка, пытаемся наладить мир. Потом уговариваю пьющего папу кодироваться, лечиться... Теперь этот отец не пьет, обстановка в семье нормализовалась, ребенок учится спокойно и живет хорошо.
Как важно попасть в душу детям и родителям!..
Собрания родителей - не для сбора денег, говорят участники "круглого стола". Там укрепляются и зарождаются самые важные связи: ребенок - учитель - родитель. Именно на собрании можно поговорить о трудных вопросах воспитания, оставшись на минутку, раскрыть учителю внутренние качества ребенка, рассказать о нем то, чего учитель, может быть, не заметил и учтет в своей работе. Родитель должен иметь возможность приходить в школу, когда он захочет, узнавать все, что ему необходимо, в том числе и как питается сын или дочь, куда пойдут собранные деньги, что планируется сделать в классе.
- Любое общее дело помогает семье сплотиться. И если родитель поддерживает то, что делает школа, то и дети чувствуют важность происходящего,- говорит Ольга Косарева.
- Ребят в нашей гимназии имени Александра Сергеевича Пушкина мы растим с великим поэтом в сердце. С первого класса они изучают не только произведения, но и жизнь поэта, знают его, отмечают вместе с учителями и родителями все пушкинские даты. Великое, попадая в душу, очищает ее. Мы говорим об индивидуальном подходе. Он нужен и тогда, когда хотим, чтобы дети были здоровыми. Иначе никакое учение и воспитание не пойдет впрок. А в нашей школе даже нет современного спортзала, вместо него "спортивная яма".
Знаете, что это такое? Ямы в подвале, вырытые в сороковых годах учителями и детьми для уроков физкультуры. Хорошо, что поблизости есть бассейн "Олимп", выходить из положения помогает нам гуманитарный институт строительно-архитектурного университета.
Программа здоровья, сберегающих технологий, имеющаяся там, работает в нашей школе.
- Нельзя, развивая одно, забывать о другом, - поддерживает коллегу Елена Клаус. - Мы растим детей в нашем физико- математическом лицее и хотим, чтобы они, зная математику и другие предметы, развивали бы душу и сердце. У нас тоже Пушкин занимает особое место, как и музыка, театр, танцы. Круг наших партнеров - вузовская наука, дополнительное образование, родители. От воспитательной системы школы, которую мы разработали, идем к воспитательной системе классов.
Шаг через пропасть
- Недавно Государственная дума собрала родительскую общественность всех регионов страны, чтобы обсудить вопрос открытого партнерства семьи и школы , - информирует учителей Надежда Белик. - Известно, что мировое сообщество находится в поиске идеи, которая решила бы проблемы образования, заставила бы всех задуматься о детстве. Нашлось главное направление, основной фактор - решительно каждый должен быть ответственен за молодежь перед будущими поколениями.
Говорили об отсутствии у юных социальной ответственности.
Родительский "бомонд" сделал вывод, что школа все больше становится только обучающей, мало занимается личностью ребенка. Но ведь из 5,5 тысячи классных руководителей Нижнего Новгорода уже 1200 вышли на трудную площадку конкурса классных наставников, продумали и осуществляют свою концепцию воспитания детей.
Значит, не все потеряно и нужно поднимать престиж учительской профессии, в первую очередь объясняя иным чиновникам, родителям и студентам ее важность...
- Мы, учителя, в большинстве своем атавизмы коммунистической системы (пусть не обижаются на меня коллеги), - считает Константин Лашков. - А дети у нас так быстро вдохнули западные либеральные ценности... Очень тяжело патриотам отечественной школы сейчас работать и с родителями, которые в рыночной ситуации как рыбы в воде. Многие вещи они не воспринимают. Однажды, будучи в районной школе, я заговорил с родителями о нравственности и морали.
Мне сказали: "Вспомнили, слова-то какие". А ведь это главные понятия для нашего российского воспитания! Насколько человек верен этим принципам, настолько он и может быть учителем. За 15 лет работы три человека из числа моих учеников преступили черту нравственности.
Это трагедия. Но когда тебе удается вытащить ребенка и помочь ему стать другим, это самая важная жизненная победа. По большому счету учителя несут ответственность за все наше общество.
Что вспомнил в этот момент и о чем подумал учитель гимназии Константин Лашков? В глазах его заблестели невольные слезы. Наверное, такому учителю, который сердцем переживает, каким станет его ученик, каждый бы родитель безоглядно отдал ребенка на воспитание.
На этом пронзительном моменте разрешите прервать рассказ о нашей встрече в редакции.
На самом деле начатый разговор не имеет границ, и мы обязательно вернемся к этой теме: что значит для ученика, учителя, родителя воспитывать в себе и другом личность?
Вера ЧЕБОТАРЕВА.