По-прежнему берут за вход

По-прежнему берут за вход

Предприятиям малого и среднего бизнеса трудно встать на полки гигантов, раскинувших торговые сети в регионе. От 400 тысяч до 1,5 миллиона рублей просят за то, чтобы продукт местного производителя на три месяца «зашел» в магазины одной из сетей. Около миллиона стоят посреднические услуги фирмы, которая — без гарантий успеха! — берется за то, чтобы сосватать тот же продукт в федеральную сеть.

В сетях лишь сто

Такие расценки на условиях анонимности назвали владельцы небольшой компании, производящей замороженные полуфабрикаты, участники регионального совещания «Нижегородские товаропроизводители и розничная торговля — перспективы сотрудничества».

Консервы знаменитого Большебакалдского завода, который еще в XIX веке поставлял соки, варенья и пастилу всей России, и сегодня производят из натуральных плодов без применения консервантов.

— Щадящая термическая обработка сохраняет полезные свойства продукта — витамины, пектин, каротин. Рецептура соответствует техническим стандартам и ГОСТам. Но — увы! — это удорожает себестоимость на целых 20 процентов, что не пускает наши консервы в «АШАН», чья ценовая политика ориентирована на низкие потребительские цены, — недоумевает директор Большебакалдского консервного завода Любовь Краева. — Но у покупателя должен быть выбор!

По данным заместителя министра поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг области Владимира Селезнева, в регионе насчитывается более 2,5 тысячи производителей. А в сетевых компаниях присутствует продукция лишь ста наших компаний. И пока предприятия малого и среднего бизнеса реализуют свою продукцию в мелкорозничных точках, на выставках-ярмарках в районных центрах либо за пределами региона.

— Большим успехом пользуются наши товары в Юго-Восточном округе Москвы, — признается Владимир Селезнев. — Только что провели успешные переговоры с Лефортовским рынком столицы, чтобы провести в сентябре недельную выставку-продажу.

Но имеет ли смысл рублем дотировать местного производителя мяса и молока, если в виде конечного продукта его вывозят за пределы области, косвенно повышая цены на местном рынке?

Где родился, там и сгодился

Впрочем, сами представители торговых сетей внешне полны оптимизма. Благодаря программе «Покупай нижегородское» доля местного производителя, составляя теперь половину всех представленных в сети продуктов, в товарообороте выросла на 20 процентов, признается генеральный директор компании «ВКТ», в которую входят более 60 магазинов «Райцентр» и «Райцен», Елизавета Зудина. Самое большое достижение программы, по ее оценке,-то, что за последние два года она активно развивается. «Причем доля местных товаров выросла за счет своей востребованности-то бишь роста патриотизма у нижегородского покупателя», — считает она.

Доходы консолидированного бюджета увеличиваются, когда то, что изготавливают местные поставщики, перерабатывают свои же производители. Меньше посредников, дешевле логистика, ниже потребительские цены. Наши производители способны составить конкуренцию зарубежному поставщику. Мы близки к тому, чтобы обеспечивать область молоком, овощами и сахаром, подчеркнул губернатор Валерий Шанцев.

— Теперь важно закрыть потребности по мясу и молоку, и, полагаю, за три года этого можно добиться, — считает он.

Елена КУЛЬЧИЦКАЯ.

Справка «НН»

По мнению экспертов, благодаря работе программы «Покупайте нижегородское», за два года удалось в три раза увеличить долю нижегородских товаров в торговых сетях.

Сейчас местная продукция занимает половину прилавков крупнейших магазинов, считает генеральный директор торговой сети «Лайм» Андрей Горбатов. Это позволяет нижегородцам приобретать качественные продукты питания по доступным ценам. К будущему году долю местных товаров увеличат до 80 процентов.

Кстати

Рабочая группа по агропромышленному комплексу и продовольственным рынкам Общественной палаты РФ провела мониторинг цен на продукты социальной значимости в сетевых магазинах городов России за май — июль нынешнего года. Согласно рейтингу, Нижний Новгород занял второе место по дешевизне продуктов социальной значимости.

Средняя стоимость набора продуктов в стране, по данным на июль, составила 1556 рублей. В Нижнем же такой набор дешевле на 10 процентов. Его можно приобрести за 1407 рублей (для сравнения: в Хабаровске — за 2067, в Ростове-на-Дону — за 1535 целковых).

Общая стоимость набора социально значимых продуктов в Нижнем Новгороде за последние три месяца снизилась почти на 6 процентов. В том числе сливочное масло подешевело на 15 процентов, батон — на 18, а борщевой набор, в который входят белокочанная капуста, лук, морковь, свекла, в связи с сезоном упал на треть.

Набор продуктов социальной значимости включает в себя батон нарезной, сахар, яйца, молоко, творог, сыр, масло сливочное, говядину, свинину, курицу, минтай, масло подсолнечное, картофель и так называемый борщевой набор. Расчет стоимости набора продуктов производится с учетом реального объема потребления каждого продукта.

Следите за нашими новостями в удобном формате