Их было только трое из тысячи мастеров - народных артистовСССР Был такой эпизод, связанный с этим званием. В 90-е годы кто-то из окружения Б.Ельцина, возможно даже Г.Бурбулис, предложил переименовать звание "Народный артист СССР" в звание "Народный артист России".
По всем документам и юридическим инстанциям, в театральных программках вместо звания исчезнувшей страны должно было значиться гордо и просто - "Народный артист России". И что же? Никто из народных артистов СССР на такую "замену" не согласился. Оказывается, легче было прилюдно сжечь партийный билет, чем отказаться в своем почетном звании от четырех заглавных букв - "СССР".
Мне кажется, этот штрих безупречно свидетельствует о том, что в высшем советском титуле актерского признания отразилось многое - и популярность, и любовь народная, и почет, которым окружался талант.
Звание "Народный артист СССР" получили в общей сложности более тысячи человек. Первыми, конечно, были любимцы тех лет и лично товарища Сталина - основоположники МХАТа Константин Станиславский, Владимир Немирович-Данченко, мхатовские актеры Иван Москвин и Василий Качалов. А последние, кто этого звания удостоился в декабре 1991 года, когда СССР уже фактически не существовало, были Олег Янковский и Алла Пугачева. И вот меня все время интересовал вопрос, а сколько же горьковчан-нижегородцев оказалось в этой прекрасной тысячной когорте?
И вы знаете, точного ответа нет. Постараюсь объяснить почему.
Вот, скажем, Владимир Яковлевич Самойлов, просто замечательный актер и любимец горьковской публики.
С 58-го года более десяти лет он работает в нашей драме, создав на ее сцене запоминающиеся образы, и некоторые, как Ричард III, - это просто классика советского театра. Самойловские герои - крупные личности, обаятельные, широкой души люди - все это для театралов, любителей кино незабываемо. В 1984 году Самойлову, уже актеру театра им. В.Маяковского, присвоено звание "Народный артист СССР". Но ведь, по совести сказать, в этом признании есть и частичка десятилетнего труда актера на горьковской сцене.
Так вот, как тут быть, считать ли Самойлова тоже нашим нижегородским артистом, удостоенным высшего актерского титула, или нет?
Вообще актерских биографий народных артистов СССР, связанных с Нижегородской землей, множество.
Напомню только некоторые из них, потому что здесь есть интересные сюжеты. В 1939 году в Горький, в оперный театр, приезжает молодой режиссер. Он проработал здесь постановщиком и худруком оперного по 43-й год и влюбил в свои спектакли, пожалуй, весь город. Потом этого режиссера узнает столица, а еще позднее признание к нему придет во многих странах мира. Зовут этого мастера Борис Александрович Покровский - большой умница и великий талант.
Звание "Народный артист СССР" Покровскому было присвоено в 1961 году.
Где-то еще до войны на нижегородскую сцену пыталась пробиться молодая актриса Наталья Бурмистрова.
Ее отец одно время служил режиссером в Горьковском ТЮЗе. Но в театре драмы молодую актрису как-то не очень жаловали, предпочтение отдавали другим. Когда началась война, Бурмистрова всеми правдами и неправдами - у нее было плоскостопие - добилась отправки в действующую армию и служила в санитарном поезде вплоть до Победы. А после войны снова решила попытать актерского счастья, но уже в Тбилиси, на сцене театра русской драмы имени А.Грибоедова. В этом городе в послевоенные годы работала плеяда просто выдающихся актеров. Но среди них Наталья Михайловна, актриса Божьей милостью, не затерялась.
Она стала настоящей любимицей тбилисских театралов и тоже стала народной артисткой СССР.
В какой-то послевоенный год в Павлове, в местном недавно организованном театре, появился молодой актер Георгий Жженов. Про него сразу стало известно, что вернулся он из "мест отдаленных", с ограничениями проживания в больших городах, потому-то и выбрал Павлово, но в те годы подобным удивить было трудно. А молодой актер радовался жизни, много играл на сцене и даже приобрел для себя большую редкость тех лет - фотоаппарат. Это-то обстоятельство и стало поводом дальнейшей драмы в жизни актера. Бдительные павловские чекисты усмотрели что-то зловещее в фотолюбительстве Г.С.Жженова и месяцев через девять отправили его мотать второй срок - на этот раз якобы за фотографирование оборонных объектов в Павлове со шпионскими, конечно, целями.
Будто бы 34-летнему человеку, артисту, после пяти лет лагерей ничего больше не оставалось, как продолжить свою шпионскую карьеру.
Реабилитацию Георгий Степанович получил в 58-м году, а в 1980-м стал народным артистом СССР. Были такие времена, когда в столичные театры, в том числе театр им. Моссовета, попасть было сложно. Но у всех горьковских театралов существовал пароль. Надо было дождаться у служебного входа Георгия Степановича и произнести фразу не про славянский шкаф, а что-нибудь: "Здравствуйте. Привет из Павлова и Горького". Действовало волшебным образом - через несколько минут администратор подписывал контрамарку. Свидетельствую, потому что сам пользовался.
Ну а все-таки, были ли среди народных артистов СССР, скажем так, коренные нижегородцы? Да, были. Я считаю три человека, хотя некоторые со мной поспорят.
Пойдем по годам присвоения званий.
Еще один Покровский - Николай Александрович - был прекрасным актером, с 1919 года он работал в театрах провинции и еще до войны начал заниматься режиссурой.
Его приветил Н.И.Собольщиков- Самарин. После его смерти, с 1945 года, он руководил Горьковским театром драмы. Это были годы подъема театра, постановки Н.А.Покровского, особенно горьковских пьес "Варвары", "Дачники", "Егор Булычов", отличались глубоким и отточенным мастерством. Покровский был для театра "знаком качества", на него ходили. Горьковские власти собрали документы и отправили их в Москву с ходатайством о присвоении режиссеру высшего актерского титула.
В это время в театре поднималась другая война.
А.П.Чехов заметил, что на свете нет ничего страшнее, чем провинциальные знаменитости.
Они-то по-своему "благословляли" режиссера, да так, что он не стерпел и уехал в Волгоград. Рисковал, потому что документы о звании могли в любой момент вернуть, но в Горьковском обкоме КПСС решили этого не делать. И очень быстро, в 1959 году, в Волгограде появился народный артист СССР, о котором, кстати, заговорила вся театральная страна. Дело в том, что в Волгограде Николай Александрович Покровский смог осуществить то, что в Горьком не проходило и не прошло бы в те времена никогда.
В 1958 году (вдумайтесь в эту дату!) Николай Александрович Покровский поставил пьесу Михаила Булгакова "Бег". Чуть позже, если судить по дневникам В.Лакшина, в "Новом мире" попытаются опубликовать "Бег", "Театральный роман" - и ничего не получилось. А Н.А.Покровский сумел поставить по-настоящему легендарный спектакль. Вот какие были народные артисты СССР! Все-таки получается, до 1968 года в Горьком народные артисты страны... не проживали. И только в этом году традиция эта оказалась нарушенной. Абсолютно заслуженную награду получила Антонина Николаевна Самарина, наверное самая легендарная нижегородская актриса.
Ее яркость, ум, женственность, обаяние покорили не одну тысячу зрителей. Не знаю, кого из нижегородских актрис публика любила так, как Самарину. Обидно только, что почетное звание к ней пришло немного поздно. Через три года Антонины Николаевны не стало, а вообще- то она играла на сцене с 1917 года, больше 50 лет(!), из них почти сорок в Нижнем- Горьком.
Последним из нижегородцев удостоился высокого звания тоже легендарный человек - композитор Александр Александрович Касьянов.
Это случилось в 1971 году, когда композитору и лет уже было немало, и вспоминали о нем нечасто. Но появившийся в Горьком Арам Ильич Хачатурян всех растормошил, и слава богу, что награда состоялась. Она, конечно же, прибавила сил Александру Александровичу и известности уже в новых поколениях нижегородцев.
Важно отметить, что Касьянов очень театральный человек.
При этом я имею в виду не только его авторство двух опер - "Степан Разин" и "Фома Гордеев". Интересно, что лет 25 он проработал заведующим музыкальной частью драмтеатра, вместе с Собольщиковым-Самариным и Покровским. О музыке, которую он, очевидно, все-таки к спектаклям писал, найти я ничего не смог. Слишком многое уходит от нас под почти безмолвные взоры.
Обидно.
Но нижегородские странички в летописи и истории звания "Народный артист СССР", я думаю, все-таки не забудутся. Сколько бы ни иронизировали некоторые сегодняшние журналисты над "выдумкой Сталина - лучших поощрить", высший актерский титул остается таким по существу. А еще напоминанием: таланты надо замечать и ценить. Как горьковский Лука говаривал, для лучшего же живем. Для чего же еще?