Девчонки и мальчишки с увесистыми папками под мышками перед дверями университетов в разгар лета — нет, это не кастинг претендентов в модельное агентство. Не исключено, что в ближайшем будущем портфолио собирать придется каждому российскому школьнику, который планирует окончить 11 классов и поступить в вуз.
У кого портфолио толще
Президент РФ Дмитрий Медведев потребовал от премьер-министра и Министерства образования и науки страны изменить модель оценки школьных знаний. К началу 2012 года должен быть создан механизм школьных портфолио, которые будут учитываться при поступлении в высшие учебные заведения.
— Во-первых, можно добавить к результату единого государственного экзамена (ЕГЭ) среднюю оценку по профильному предмету с седьмого класса, — уточнил глава комиссии по образованию Общественной палаты РФ Ярослав Кузьминов. — Такая схема снижает шансы тех, кто «купил» оценочку в 11-м классе. Второй вариант предполагает введение в 9-м классе госаттестации, результаты которой добавятся к госэкзамену. Третий вариант — учет побед в олимпиадах, а также грамот за работу в кружках.
Однако что может помешать в этом случае родителям подкупать учителей с 7-го или 9-го класса, чиновник не пояснил.
То, что запущенная в России система ЕГЭ с самого начала показала свое несовершенство, сразу стало понятно всем.
— Такое ощущение, что Министерство образования РФ внедряет этот ЕГЭ методом проб и ошибок. Оно запустило недоделанный проект, а теперь пытается его шлифовать, — едины во мнении наши педагоги и родители школьников.
Сто раз отмерь
— Все три предлагаемых варианта — это неплохо. Итоговые срезы, которые сегодня проводятся в некоторых нижегородских школах, дают хорошие результаты. Перед такими контрольными ребенок повторяет материал, а значит, лучше его усваивает, — считает заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 91 Нижнего Новгорода, заслуженный учитель РФ Наталья Богданова. — Как правило, успеваемость от начальных классов к 7 — 8-му снижается. И не потому, что ребенок неспособный. В основе ухудшения результатов — поведение. Если ученики будут знать, что аттестация им понадобится в 11-м классе, то у них повысится ответственность. И у родителей, кстати, тоже.
— Действительно, учет результатов с 7-го класса заставит учеников задуматься над оценками. У них ведь сейчас какая позиция? Да ладно, не поставят мне «двойки» в 9-м классе, — соглашается учитель русского языка и литературы школы № 101 Нижнего Новгорода Юлия Сахарова. — Олимпиады тоже станут дополнительным стимулом к учебе.
ПоБАЛЛоваться не дадут
Между тем у школьных учителей, замученных в последние годы всевозможной бумажной нагрузкой, возникает закономерный вопрос: «А кто будет это самое портфолио на каждого ребенка составлять? Опять мы, учителя?»
У некоторых нижегородцев закрались сомнения и по поводу предложенных вариантов пересчета баллов ЕГЭ.
— Дети, которые участвуют в олимпиадах, и так получают за ЕГЭ 100 баллов. Спрашивается, какой смысл им эти олимпиады еще учитывать? — задается вопросом учитель одной из известных нижегородских гимназий, а заодно и мама одиннадцатиклассника. — Если проводить ЕГЭ в 9-м классе для того, чтобы потом учитывать его баллы при выставлении баллов за ЕГЭ в 11-м классе, то ученикам придется сдавать экзамены по всем предметам. Ведь к 11-му классу девятиклассник может сто раз изменить свои планы на будущее и выбор вуза для поступления. Больше того, в 7-м классе дети ходят в школу не учиться, а общаться. Поэтому 7-й класс нельзя рассматривать профильным в образовательном плане. Тогда какой смысл устраивать этот подсчет баллов на средней ступени обучения?
Елизавета КОРШУЛЬ.
Комментарий
Дмитрий ТВЕРИТНЕВ, психолог:
— Если говорить о профессиональной ориентации школьника, то, вне всяких сомнений, в 7-м классе профессиональная предрасположенность, склонности к тому или иному предмету у ребенка проявляются еще недостаточно. Все же они еще дети. Основные психические функции у 13-летних детей становятся более зрелыми, но у многих из них осознанной направленности еще нет. И возможна ситуация, что какому-то предмету семиклассник может не уделять должного внимания, а к окончанию школы он может об этом сожалеть. Основные мыслительные процессы тоже развиваются с определенного возраста. Они стартуют обычно с 12 лет (а у кого-то и позже). В 13 лет владение ими начинается.