Если квартирные и карманные кражи требуют от преступника какой-никакой квалификации, то уличный грабеж - гоп-стоп на жаргоне - не требует ничего. Даже дерзости особой: всегда ведь можно выбрать себе жертву по силам. И жертвам ограблений советовать что-то трудно; ведь не посоветуешь же вообще не появляться на улицах! Потому-то гоп-стопы - со времен блаженной памяти Соловья-разбойника - едва ли не самый распространенный вид "заработка" для граждан, не отличающихся законопослушностью.
Соответственно отделы и отделения по расследованию уличных грабежей и разбоев (в просторечии - "разбойные" отделы; оперов соответственно ласково именуют "разбойниками") - одно из самых "актуальных" подразделений уголовного розыска. Начальник советского "разбойного" отделения капитан милиции Александр ШАВРОВ рассказал нам о нескольких самых типичных случаях гоп-стопов.
***
Был, например, молодой гражданин Романов по кличке Три-Эр. В 2001 году попался на групповом разбойном нападении, был судим, получил, как у нас в последнее время водится, условный срок, но, как ни странно, на путь исправления не вступил. (Бывает, что наших граждан не исправляют и четыре условных срока... Впрочем, чудеса нашего правосудия - тема отдельная.) Он бы, может, и вступил, но страстное его увлечение - компьютерные игры - требовало времени и денег. Работать парню было, естественно, некогда, соответственно деньги принялся он добывать уличными разбоями и грабежами.
Физически слабый, грабил Три-Эр только женщин. Метод его работы был более чем прост: парень выискивал на улице двух (обязательно!) прилично одетых девушек, подходил к ним, одной приставлял нож к горлу, а вторую вежливо просил раскошелиться. Не жадничал: одного сотового телефона ему было достаточно. Выручка от продажи телефона моментально проигрывалась в компьютерных салонах.
Жертвы, естественно, шли в милицию, где со слезами рассказывали о подлом грабителе.
И - описывали приметы, как запомнили.
Сами того не желая, жертвы создавали сыщикам дополнительные трудности: Романов был черноглазым брюнетом, похожим на южанина, так что большинство девушек описывали его как "кавказца". Несколько месяцев кропотливой работы потребовалось, чтобы опера выяснили сперва хотя бы кличку злоумышленника. Затем, узнав его страстишку, "прокачали" все компьютерные салоны района. В одном из них и был Романов тихо задержан. За доказанные 5 разбойных нападений и 4 грабежа парень получил 8 лет лишения свободы.
***
Двое совершенно незнакомых молодых людей чем-то не понравились друг другу, подрались, и победитель в качестве трофея прихватил мобильный телефон своей жертвы.
Парни, повторим, были друг с другом незнакомы, и потому дело грозило зависнуть "глухарем".
Правда, нынче существует методика "отработки" мобильников, с помощью которой можно выяснить e- mail. Так вот, зная это, грабитель свою добычу сумел "перепрошить", а прокололся на том, что... не отклеил ярлык с крышки! Случайность? Может быть. Но сам факт, что парня разыскали и сочли нужным проверить, не есть ли показатель квалификации оперативников?
***
Анекдотический случай произошел в садике им. Пушкина.
Мирный китайский студент медицинской академии гулял по парку, когда к нему подошла троица подвыпивших и отнюдь не мирных российских юных балбесов. Привязались к парню: Брюс Ли он или нет. Слово за слово... Короче, хотя и не был гость Брюсом Ли, но троим искателям приключений хватило и без того.
Единственное, что омрачило победу китайского оружия, было то, что один из парней, отступая, успел выхватить у гостя мобильник. Китаец заявил в милицию. По приметам были найдены двое участников драки, быстренько сдавших своего приятеля. Сотовый телефон вернулся к хозяину.
***
Четырежды судимый наркоман по кличке Крот по-наркомански и грабил: если обычный разбойник никогда не станет "работать" вблизи своего дома, то у "нарика", напротив, никогда нет ни сил, ни терпения отойти далеко от места постоянной дислокации. Крот попался на том, что ограбил свою соседку по подъезду. Та сообщила в милицию; грабитель был задержан почти сразу же.
***
И, наконец, последний случай, о котором мы хотим рассказать.
Некий гражданин Армении, неведомо как попавший в Россию и неведомо где обитающий, поставил "кидалово" и сбыт "выигрышей" едва ли не на промышленную основу. Делалось это очень просто: подельник лихого кавказца подходил к намеченной жертве и вежливо просил показать ему телефон: дескать, у его дяди только что похожий украли. Доверчивая жертва протягивала мошеннику телефон - и только его и видела.
Когда количество "взятых" у граждан мобильных телефонов достигало приличных цифр, предприимчивый кавказец вместе со свом русским подельником везли "сотики" в область (всякий раз в разные города) и продавали их с большой для себя выгодой. Задержан недобрый гость был после длительных разработок в Ленинском районе. Пятнадцать мобильников вернулись хозяевам.
Всего в среднем в Советском районе происходит до сотни уличных грабежей и разбойных нападений. Это не считая мошенничеств, подобных описанному выше. Значительное количество их раскрывается сыщиками "разбойного" отделения. ("Глухари" - тема отдельная. Едва ли не большинство "птичек" вспархивает не по вине оперативников: часто вопросы возникают к следователю, а того чаще - к нашему самому гуманному в мире законодательству.) "Рывок" мобильного телефона ныне превратился как бы в образец "мелочовки", на которую и внимания, дескать, обращать не стоит. Между тем жертвы ограблений с этим вряд ли согласятся.
Есть одна вещь, о которой вспоминают нечасто: большинству жертв вовсе не по карману становиться жертвами.
Грабят, как правило, людей отнюдь не богатых... И те, кому сыщики возвращают похищенное кровное, думается, теперь реже употребляют словосочетание "поганый мент"...