Шестьдесят лет наизнанку

Шестьдесят лет наизнанку

Известный музыкант и актер Петр Мамонов дал концерт в Нижегородском театре оперы и балета. Программа называлась «Мне 60!».

Виртуоз с обочины жизни

О лидере сложившейся в 1980-х группы «Звуки Му» не слышал, наверное, только ленивый. «Каждая песня представляет собой своеобразный спектакль, герой которого — личность, стоящая на „обочине жизни“, вдали от привилегий нуворишей политики и искусства. Сценический образ Мамонова — это юродивый, „городской сумасшедший“, жестикуляцией, телодвижениями и приплясываниями напоминающий шута». Как отмечалось в первой энциклопедии отечественного рока, в традициях древнерусской смеховой культуры Мамонов демонстрирует обществу изнанку человеческой жизни.

Происходящее на сцене оперного театра мало отличалось от этого описания Мамонова тогдашнего. Конечно, вызывает уважение физическая форма артиста, который в свои годы выделывает все те же виртуозные кренделя ногами и дурачится с молодым задором.

Мамонов вел себя так, словно не было ни «Острова», ни «Царя», ни интервью о сокровенном. Впрочем, артист представил свои литературные «Закорючки». «Я вообще себя позиционирую как писатель, если кто не знал»,-то ли в шутку, то ли всерьез говорит Мамонов, появляясь уже без электрогитары, в соломенной шляпе и очках, с пачкой листов. На них — бытовые заметки с выходом на житейскую философию и прочие афоризмы, которые после прочтения выбрасываются на сцену, а потом сгребаются в кучу и летят в зал.

Под маской маргинала

Хотя, бесспорно, были в зале те, которые пришли на того самого, «звукимушного» Мамонова. Они подбадривали артиста выкриками: «Давай, Мамон!» — и радостно свистели, заслышав первые звуки старого хита… Были «китайские болванчики» вдоль стен, поддавшиеся гипнозу однообразного аккомпанемента и кивающие в такт, не очень-то вслушиваясь в текст.

А Мамонов, похоже, на них и рассчитывал, пытаясь проповедовать о Боге в доступной молодежи форме. Иначе зачем бы ему было после почти десятиминутного внушения на все лады «Бог на нашей стороне» еще раз повторять только что исполненную песню о бессмысленно прожитой неделе: «Но в воскресенье я иду в церковь, падаю на колени: «Господи, прости! «

Только вот непонятно, для чего Мамонову, перекроившему свою непутевую судьбу, интересному как личность многогранная, глубокая и мыслящая, по-прежнему прятаться за личиной маргинала-дикаря? Неужели опасается, что в новом качестве его не воспримут?

Ольга РАФИ.

Справка «НН»

Петр Николаевич Мамонов — музыкант, актер. Родился 14 апреля 1951 года в Москве. Бессменный лидер группы «Звуки Му». Известен по кинофильмам и спектаклям. Снимался в фильмах «Такси-блюз» (1990, приз за лучшую режиссерскую работу на Каннском кинофестивале), «Остров» (2006, премия «Золотой орел» за лучшую мужскую роль), «Царь» (2009, в роли царя Ивана Грозного), также в фильмах Рашида Нугманова «Игла» и «Игла. Remix».

Следите за нашими новостями в удобном формате