От Ladies' Night до Моцарта

От Ladies' Night до Моцарта

Завершились гастроли Самарской драмы .Театр продемонстрировал большой диапазон тем и жанров. Труппа показала 8 спектаклей: "Амадеус" Питера Шеффера, "Месье Амилькар" Ива Жамиака, "Пианино в траве" Франсуазы Саган, "С тобой и без тебя" Айвона Менчелла, "Пока она умирала" Надежды Птушкиной, "Доходное место" Александра Островского, "О мышах и людях" Джона Стейнбека и "Ladies' Night" Жака Коллара. Мы остановимся лишь на двух из них: "Амадеусе" как лучшей, на наш взгляд, постановке и на "Iadies'Night" как самой кассовой.

Наказанная зависть

Пьеса П.Шеффера "АМАДЕУС" - вариация на известную тему "гений и злодейство" в изложении Сальери. Сам придворный композитор в спектакле (Амелин) сановито величав, но... сладкоежка. Актер строит образ на "опрощении".
Он завидует и поражается таланту Моцарта, как капризный ребенок. Зависть настолько сильна, что Сальери упрекает Бога. Он мстит гению за то, что тот гений. Пытается соблазнить жену Амадея, предлагая ей место при дворе. Ловко манипулирует слабостями императора, всячески препятствуя появлению новых произведений Моцарта на сцене. Ссорит Амадея с масонами и доводит композитора до нищеты, сумасшествия и смерти.
Мы давно не видели такого австрийского двора. Совершенно замечателен Иосиф II в исполнении артиста Гальченко.
Серое, усталое от суеты и интриг, мышиное австрийское лицо в треуголке. В нем надменность сочетается с внимательным коварством мелкой души.
Иосиф всегда начеку, но засыпает...
на опере Моцарта.
"Слишком много нот!" - все, что может изречь коронованная особа.
Изобретательность режиссуры (В.Гришко, Санкт-Петербург) продолжается в оформлении спектакля (В.Фирер, Санкт-Петербург). Все события пьесы разворачиваются в анфиладе комнат. Они быстро превращаются в залы двора, апартаменты Сальери, королевскую ложу в театре или австрийскую сцену. Цвета каждой из кулис - бледно-кремовый, пурпурный и золотой - дают событиям соответствующее обрамление. Театральные и светские слухи ("ветерки") представлены панорамным теневым театром в окне по центру кулис. Затем они материализуются в двух молодых людей - доносчиков Сальери.
Возникнет вдруг и статуя Командора из только что написанной оперы Моцарта "Дон Жуан".
Рок Амадеуса влечет нас, как и завистливого Сальери, от кулисы к кулисе. Вот Моцарт резвится с Констанцией, а Сальери - невольный осуждающий свидетель. А вот прием у императора, руку которого в порыве благодарности целует гений, остановленный брезгливой фразой польщенного монарха: "Ну, я же не святые мощи!" Амадеус всячески старается расшевелить застойное музыкальное болото, изнемогая от ограниченности окружения.
Образ мастерски выстроен актером Беловым, хотя в его игре слишком много подвижности, экстравагантных психологических и пластических кульбтитов.
Где-то такое оправданно, но чаще... "слишком много нот".
Император лишь игрушка в руках царедворцев. Барон Свитен (Турчин) сдержан и справедлив вельможной правдой. В пределах сословных догматов.
То же качество присутствует у директора театра графа Розенберга (Пономарев). Королевский гофмейстер (Марушев) немногословен, знает себе цену и не любит откровенничать с кем попало, тем более с Моцартом.
Лишь королевский капельмейстер Бонно мог бы быть другом или собеседником Моцарта. Бонно в исполнении актера Комракова - расслабленный, дряхлеющий придворный музыкант, с добродушием на лице и мягкостью поступков.
В финале Сальери явится перед психически заболевшим Моцартом в костюме "черного человека", требуя "Реквием".
Завистник придумает и распустит слух об отравлении Амадея, надеясь так войти в историю.
Ему не верят! В финале умирающего Сальери также волокут за фалды одежды, как в свое время унесли в простыне в общую могилу Амадея. Зависть и спор с Богом потерпели фиаско, а музыка Моцарта по-прежнему звучит божественно возвышенно.

Встреча без одежки

 "Гвоздем" гастролей стал спектакль "LADIES'NIGHT" Жака Коллара, абсолютный чемпион по кассовым сборам Самары.
Он оказался популярен и в Нижнем. История о безработных, решивших заняться стриптиз-бизнесом, ярко и корректно изложена постановщиком Паоло Ланди (Италия) и актерами театра.
Жанр спектакля определен как комедия. То есть о проблеме безработицы надо сказать смешно. В постановке присутствует и семейная драма пытающегося выбраться из нищеты безработного Джерри (Белов), и мелодрама тихого интеллигента Гарольда (Гальченко) и его тактичной жены Викки (Ивашечкина), и фарсовый комизм простоватого Джека-Жеребца (Жигалин). Так что маятник жанра колеблется от мелодрамы к шоу.
Хороши сцены "репетиций", где безработные пытаются обрести форму "секси боев".
Здесь масса фантазии, режиссерской и актерской. С каждым разом "горячие парни" изобретают все больше элементов сексуального лоска. Бурю зрительского восторга вызывают сцены со сниманием рубашек, где обладатели нелепых фигур робко озираются вокруг.
Каждый настолько трогательно смешон, что у зрителя нет ощущения неловкости. Не говоря уже о финале собственно шоу. Ярко мигающий свет.
Металлурги выходят в касках и робах с алюминиевым отливом.
Каждый "стриптизер" несет цепь как секс-символ, социальный протест и героический вызов своей зажатости.
Все это подкреплено ударным хитом "Леди секс-бомб".
Увы, в постановке почти не ощущается экстремальное положение безработного человека.
Даже в сцене, когда спасают самоубийцу, инфантильного неудачника Макгрегора (Фокин). Драматизм положения задавлен абсурдной нелепостью ситуации и персонажей, их жалким и смешным видом. Реплики в зал еще более подкрепляют этот крен в сторону шоу.
Сильные мира сего получились лишь условно обозначенными фигурами. Профсоюзный лидер, хозяин клуба, полицейский и судебный исполнитель - только знаки государства, над которыми одерживается легкая победа. Достаточно сначала спрятаться, а потом встать во весь рост в естественном виде - и враг в панике бежит под улюлюканье бывших металлургов.
В финале на помост-сцену вбегают из зрительного зала жены героев. Уже трудно понять, где спектакль, а где собственно зал: сценическое время слилось с настоящим.
Но не забудем, что мужчинам все-таки предстоит обнажиться. Для слабонервных скажем сразу: спасут каски, дым и яркие лучи света, бьющие в зал. Да и вовсе не стриптиз был задачей, как вы уже догадались. Скользкая тема лишь повод для разговора про насилие государства над человеком. "Мы к вам приехали без одежки, а провожать будете по уму", - сказал главреж и директор Самарского театра Вячеслав Гвоздков. Проводили.
Владимир ПЕТРОВ.

Следите за нашими новостями в удобном формате