- Лариса Анатольевна, вас считают москвичкой, а ведь вы питерская.
- Когда приезжаю в Петербург, почему-то сразу вспомнаю Маршака, его четверостишие о послевоенном Ленинграде: "Иду по улицам твоим, где каждый камень - памятник герою. На стене надпись: "Отстоим!" А сверху "р" добавлена: "Отстроим!" И еще, приезжая в родной город, я постоянно вспоминаю Ахматову: "Сзади Нарвские были ворота, впереди была только смерть:" Наверное, потому что мы жили на Нарвском проспекте. Блокаду я не помню - в 41-м мне было каких-то два года, но знаю о ней по рассказам мамы. Папа в 42-м умер от истощения. Он, моряк торгового флота, в начале войны защищал форт "Серая Лошадь". Ранен был, не очень тяжело, на излечении находился дома. Мама так и не смогла его поднять на ноги. Сестренка старшая, ей было 6 лет, тоже умерла. Бабушку убило осколком. Они с мамой пошли за дровами. Начался налет, скрыться было негде, упали на землю. Бомба угодила в соседний дом. Налет закончился. Мама поднимается, а бабушка: Буквально перед самым-самым-самым прорывом блокады, нас с мамой эвакуировали в ЛенинскКузнецкий. В победном 45-м вернулись - наша квартира занята. Пришлось ехать в Таллинн к дедушке и дяде.
- Почему же вы поступили во ВГИК, а не в Ленинградский театральный?
- Начинала-то я с Ленинграда, но провалилась на первом же туре. Мне деликатно объяснили, что у меня акцент. Да, у нас в семье говорили по-эстонски, но акцента у меня никогда не было. Скорее всего, просто не прошла по конкурсу. Конкурс был сумасшедший - 150 человек на место. С музыкальным слухом у меня проблемы, а нужно было не только читать, но и петь. Ну и, конечно, "зажата" я была. Иногда так бывает: приходит совершенно раскрепощенный человек, море по колено, его принимают, а потом выясняется, что его раскрепощенность - все, на что он способен. А бывает наоборот. Как, например, с Мариной Нееловой. Редкостная актриса, почему она не могла в восемь училищ поступить?! Не разглядели? Или раскрылась потом?
- И вы решили попытать счастья с столице?
- Я вернулась в Таллинн. Работать пошла. Мы все-таки с мамой вдвоем остались. На кондитерской фабрике работала, и на фармацевтической, и секретарем министра здравоохранения. И манекенщицей. Будучи манекенщицей, я снялась на Таллиннской студии в фильме "Незваные гости". Затем в ленфильмовской картине "И в дождь и в солнце". Я еще нигде не училась, а моя карьера в кино уже началась. Потом про меня сказали Сергею Апполинарьевичу Герасимову. "Пусть приезжает, посмотрю". Так совпало, что меня вызвали на пробу к Алову и Наумову в картину "Мир входящему", и я приехала в Москву за счет Мосфильма. Поселили в гостинице "Украина", в этом же здании жил и Герасимов. Дома у него я и показывалась - читала все, что знала, и он меня стразу взял. Если бы поступала на общих основаниях, может быть, и провалилась бы.
- 2006 год - год столетия Герасимова. Каким он был человеком?
- Удивительным! Сергей Апполинарьевич всегда интересовался судьбой своих бывших учеников. Моя визитная карточка - картина "На семи ветрах", где я снялась еще студенткой. Ростоцкий хотел снимать другую актрису. "Слушай, Стаська, - сказал ему Герасимов,
- у меня, между прочим, есть девочка. Она, по-моему, тебе подойдет. Устрой-ка ей кинопробу". Художественный совет во главе с Герасимовым кинопробу, естественно, утвердил. Я начала сниматься, но Ростоцкому все не нравилось. Он решил, что Герасимов во мне ошибся. Но заменить актрису без его разрешения Ростоцкий не имел права. И он показал Сергею Апполинарьевичу отснятый материал. "Посмотрите, что-то Лариска не тянет". Герасимов посмотрел: "Да, не очень. Но это ты виноват. Ты режиссер, скульптор, а актер - глина, вот и лепи, что тебе нужно".
- Владимир Высоцкий посвятил вам одну из своих шуточных песен "Она была в Париже":
- Ко времени съемок в "Вертикали" я была не только в Париже, но и на международных кинофестивалях, включая Канны, и даже снималась в Германии.
- Чем вас, известную актрису, звезду, привлекла эпизодическая роль в дипломной работе молодых режиссеров, каковыми тогда были Говорухин и Дуров?
- Любопытство, наверное. Море я любила, а в горах еще ни разу не была. Я смутно представляла, кто такие альпинисты, не понимала, зачем люди идут в горы. Ну уж во всяком случае в "Вертикали" я оказалась не потому, что предстояло сниматься с Высоцким. Володю я знала со студенческих лет. Он, москвич, захаживал к нам во вгиковское общежитие, играл на гитаре, что-то пел. Не акцентировал внимания на том, что песни - его, авторские. С ним дружил оператор Леша Чардынин, мой первый муж. Помню, что руководство Одесской студии выступило против Высоцкого: "Нам головная боль не нужна!" Но Говорухин настаивал. "Хорошо, - согласились те, - пусть будет Высоцкий, но только без песен!" "Ну-у, как получится - так получится!" Станиславу Сергеевичу, наверное, уже тогда было понятно, что "без песен" задуманная кинопоэма о горах не получится. Он до сих пор удивляется, что картина так долго живет. А чего удивляться?! Не будь песен Высоцкого, фильм давно бы забыли.
Так получилось, что я, можно сказать, была свидетелем рождения некоторых песен. По сюжету Володя - радист, я - врач, мы сидим под горой: он на связи с группой, ушедшей на восхождение, я - на всякий случай. Моя героиня рассуждает - как могла бы рассуждать я: зачем люди штурмуют вершины, рискуют жизнью, ломают руки-ноги, если гору можно обойти. А Володин герой пытается объяснять. И в тупиковый, казалось бы, момент - момент полного моего непонимания, Володя от отчаяния берет гитару и поет: "Свои обиды каждый человек - проходит время - забывает. А моя печаль, как вечный снег, не тает, не тает. Не тает она и летом, в полуденный зной. И знаю я, печаль-тоску мне эту век носить с собой:" Эта песня возникла спонтанно, по ходу сцены.
Помню, как появились первые строки песни "Здесь вам не равнина, здесь климат иной:" Мы с Высоцким вместе со всеми пошли на тренировочное восхождение, хотя могли и не ходить. Взойти на вершину силенок не хватило. Перед тем, как начать спуск, уже под самой вершиной остановились передохнуть, огляделись. Я, помнится, сказала: "Красота-то какая!" А Володя: "Весь мир будто на ладони!
- и после паузы. - Ты счастлив и нем:" ":И только немного завидуешь тем, другим - у которых вершина еще впереди!" - появилось потом.
Кстати, эта, пусть и небольшая альпинистская практика, мне вскоре пригодилась. Помните кадры: группа идет по гребню? Во время этой вертолетной съемки я подменяла отлучившуюся со съемок по театральным делам Риту Кошелеву.
- Лариса Анатольевна, вы хорошо выглядите. Альпинистская закалка?
- Ну что вы! Посещаю бассейн, плаваю. Иногда делаю легкую гимнастику. Больше ничего. А зря. За собой нужно следить. Но нужно очень много времени. А где его взять?..
Владимир ЖЕЛТОВ, специально для "Нижегородских новостей".