Визит гипнотизера

Визит гипнотизера

Молодая драматургия, о неизбежном воцарении которой на нашей сцене толкуют всякого рода знатоки уже скоро два десятка лет, все еще пребывает в тумане. Кто-то ее читал, на каких-то семинарах идут горячие дискуссии о ее состоявшихся и несостоявшихся качествах, но видел-то кто? Я составил небольшое досье, в которое попали авторы самых разных стилевых поисков молодого (или по инерции - молодого, а скорее молодящегося) отряда современных драматургов. Эти авторы так или иначе смогли добраться до нижегородских подмостков, гастролеры здесь - в счет. И что же? Очень узок круг этих "революционеров драмы", и страшно далеки они от нынешней публики. Единственный, кому повезло здесь, Петр Гладилин, спектакль по его пьесе "Вышел ангел из тумана" не только прочно закрепился в репертуаре драмтеатра, но и стал любимым у зрителей Нижнего, Брянска, Самары.
Явление других авторов нижегородской публике не было таким победным.
Может быть, я по случайности в своем досье кого-то и упустил, как-никак десять лет - срок немалый, но, по-моему, тенденция проглядывает явная.
Доступ на сцену новой драме затруднен, перефразируя название одной знаменитой пьесы этого направления, она живет без кислорода.
Причин тому, конечно же, миллион.
Но есть и главная. Часть публики, соприкасающаяся с этой драматургией, непоколебимо убеждена, что новая драма - это пьесы про убийц, бомжей, каннибалов, паралитиков...
Одна очень тонкая наша актриса говорила мне, что настрой души собираешь по крупицам, и вдруг, явившись в какой-нибудь Театр.doc, надо разрушить музыку так долго, так тщательно собираемого в себе душевного и человечного.
Здесь вообще-то можно поспорить.
В XIX и частично XX веке литература, театр видели человека в социуме. "Новодрамодельцы" узрели своих героев в других контекстах - наедине с собой, экзистенциальном, абсурдистском и т.д.
Сложность и механика внутренних переживаний заслонили собой весь остальной мир.
Это с одной стороны. А с другой - неожиданно выяснилось, что человек-то в принципе не меняется. Исторические катаклизмы и эпохи следуют одна за другой, а душа человеческая прирастает мало при этом. Меняются только формы жизни, они "скользят", как картинки в калейдоскопе. Вот и кинулись "новодрамодельцы" их фиксировать с безжалостной агрессивностью копировщиков.
Тупиковый путь, если не чувствовать неба над головой.
Андрей Ярлыков, уже, по-моему, основательно и навсегда закрепивший себя в режиссерском чине, выбрал для постановки в спектакле, который назвал "Инстинкты", две пьесы двух молодых авторов - Александра Железцова "Диалоги о животных" и Василия Сигарева "Детектор лжи".
Последний вообще такой неформальный лидер "новодрамодельцев".
Его пьесы читают, передают из рук в руки, отлавливают в Интернете и, случается, ставят. Года три назад в одном из лондонских театров шла его пьеса о кошмарной жизни и смерти провинциального подростка "Пластилин".
Спектакль заметили, 25-летнему Василию Сигареву вручили престижную театральную премию, и сделал это не кто-нибудь, а знаменитейший Топ Стоппард. При вручении он между прочим сказал: "Если бы Достоевский писал пьесу для английского театра в двадцать первом веке, он написал бы "Пластилин". Мне кажется, здесь если и есть преувеличение, то небольшое.
Со времен Александра Вампилова я не встречал в русской литературе для театра столь ярко, столько талантливо начинающего драматурга. Те театры, которые до сих пор не могут найти ключи для Сигарева на своих сценах, упускают возможность откровеннейшего и эмоционально-захватывающего диалога со своими зрителями.
Собственно в спектакле одна пьеса Василия Сигарева.
А "Диалоги о животных" и Железцов назвал собранием коротких пьес, да и по сути это скорее остроумные, веселые театральные реплики.
Кто-то сказал, что художник должен жить в ситуации парадокса.
У Александра Железцова просто собачий нюх на такие ситуации, чем бы они ни были спровоцированы - словом, бытовой "раздвоенностью" персонажей, драматическим состоянием мира.
С Железцовым постановщик его пьес Ярлыков действовал как ювелир: где-то "огранил", где-то вдохнул "дополнительную" энергию, а где-то не пожалел мягких располагающих тонов для персонажей, людей и зверей "Диалогов". У Ярлыкова-актера есть заводная энергия, с располагающей последовательностью он наполняет ею весь свой новый спектакль.
Начинает он с "оборотки" - весь первый ряд чинных, очень типичных зрителей в один момент оказывается на сцене среди действующих лиц, подчеркивая тем самым особую подлинность и документальность происходящего.
И далее актерская целеустремленность и органичность, переплетаясь, дают очень неплохой результат.
Пожалуй, нельзя сказать, у кого роль не получилась. На высоте, пожалуй, все. Вот Николай Шаныгин и Руслан Кутлыев уже не первый сезон в театре, но такими запоминающимися вижу их впервые.
Приятный дебют на нижегородской сцене у Елены Ериной.
Перечисить можно хоть всех, потому что возникает в "Инстинктах" редкая ансамблевость, потому что спектакль живет как бы единым дыханием.
Но все-таки в "Диалогах" выделил бы актрису Евгению Кондратьеву. Вот уж который сезон она получает из спектакля в спектакль маленькие роли, маленькие эпизоды, но играет их с завидной выразительностью, продуманно, эмоционально наполненно. Ее монолог беженки из Грозного - такая берущая за сердце нота, что никого в зрительном зале равнодушным не оставит.
Кинорежиссер Франсуа Трюффо как-то кисло заметил: "Создается впечатление, что современный критик порой сам не понимает, понравилась ему картина или нет".
Можно гарантировать, что в связи со спектаклем "Инстинкты" подобного не случится.
Цельность и художественная определенность постановки заставляют зрителя определиться в своих эмоциях и предпочтениях. И если "Диалоги о животных" - это что-то вроде набросков с натуры, почти бытовых, то "Детектор лжи", по употреблявшемуся уже выражению, - беспощадная экзистенция. И постановщик, и актеры это чувствуют. Конечно, исполнителей временами "покрывает" общепринятый в "Комедiи" стиль, но другие, предложенные Сигаревым перспективы пьесы тоже прочерчиваются.
А происходит вот что. В квартиру санитарки Нади и мужа Бориса приходит по вызову гипнотизер. И тот и другой под гипнозом кое-что выдают, кое-что рассказывают о себе, как бы сказать - далеко не всегда положительное.
И начинаются муки переживания открытого, согласования со своим душевным строем новой жизненной информации.
Здесь все - и состояние, когда муж и жена одна сатана, и взлеты, и падения. Есть какое- то бесстрашие авторов этой части спектакля, включая драматурга, в желании не отгораживаться от жизни, а испить ее меру в данной ситуации до дна, до пепелища, где все-таки останутся росточки человечности и добролюбия.
Очень согласно, эмоционально- раскованно проводят свои роли все три исполнителя. У Надежды Ковалевой это едва ли не лучшая работа за несколько последних сезонов. Сергей Бородинов, привыкший в "Комедiи" вести заглавные партии", очень точно и корректно проводит роль, предоставляя право лидерства попеременно своим партнерам. В результате мы имеем действо заразительное и в самом деле какое-то новое по сравнению с традиционным театром.
Ощущение такое, что правда о жизни человеческой приоткрылась нам чуть больше.
Есть позиция, которую обыграют все, кто будет писать об "Интригах": ненормативная лексика. Она не должна звучать со сцены - это тот закон, в несокрушимости которого я убежден. Но с другой стороны. Вот проживаю я в доме на нижнем этаже. Напротив окна - скамеечка. А с мая по сентябрь окно открыто - тепло.
И диалоги с этой скамеечки бесконечно льются в квартиру.
Я не знаю, что делать - кричать караул, писать письма президенту, ставить свечки в храме, но мат в нашей речи стал обыденностью. И влюбленные парочки, и замечательные наши пенсионеры ведь словечка в простоте не скажут, все с матом и матерком. Варваризация нашей жизни, происходящая на глазах, просто потрясает. Как тут быть театру и новой драме - не слышать и не видеть подобного? Ну, не знаю. В случае с "Инстинктами" театр нашел компромисс: ненормативная лексика сведена до минимума. Она существует в спектакле не как протокол, а как эхо нашего жесткого, агрессивного мира. "Новодрамодельцы" зафиксировали в нем многое, но театр верит, что хаос эгоизма, отчужденности, черствости преодолим.
Идите и смотрите.

Д О С Ь Е

НОВАЯ ДРАМА В НИЖНЕМ (начиная с 1996 года) Иван САВЕЛЬЕВ, лауреат премии Антибуккер.
"Путешествие в никуда" - театр "Вера"; Евгений УНГАРД.
"Птицы" - театр "Вера"; Петр ГЛАДИЛИН.
"Мотылек" - академическая драма; Михаил УГАРОВ. "Облом- off" - театр "Комедiя"; Родион БЕЛЕЦКИЙ.
"Звук позади самолета" - "Театр добрых историй"; А.СЛАПОВСКИЙ.
"Блин-2" - Театр юного зрителя; Петр ГЛАДИЛИН. "Вышел ангел из тумана" - академическая драма.

Следите за нашими новостями в удобном формате