Адреналин с придурью

Адреналин с придурью

Скучным походам в кино они предпочитают сковывающий ужас, нагоняющим тоску кафе — пронзающий тело адреналин. Похоже, экстремальные развлечения, походящие на чистой воды безумие, стали для значительной части нынешнего поколения NEXT нормой жизни.

Такой ездец — не жилец…

Первого звали Виктор, второго Иван. Друзьям-студентам едва исполнилось 19 лет. Тела обоих парней в феврале этого года обнаружили сотрудники Московского метрополитена. Молодые люди увлекались новомодным экстримтечением — зацепингом (он же транспортный серфинг). Так нынешнее поколение именует различные способы езды на транспорте в местах, что говорится, совсем для этого не предназначенных. Термин как таковой был придуман относительно недавно, хотя само явление существует, пожалуй, со времен изобретения общественного транспорта.

Главным средством передвижения являются электропоезда, хотя автобусами и троллейбусами (данная разновидность зацепинга называется троллсерфингом) экстремалы тоже не брезгуют.

Между тем

Согласно Кодексу Российской Федерации об административной ответственности, штраф за проезд на неприспособленных для этого местах составляет всего лишь 100 рублей.

Обычно трейнсерферы цепляются с заднего торца последнего вагона за технологические поручни, хотя возможен проезд и спереди, то есть на кабине машиниста (фронт-зацепинг), а также сбоку, между или на крышах вагонов (руфрайдинг).

Найти друг друга зацеперам помогает Всемирная паутина, социальные сети которой пестрят разного рода группами и сообществами, членов которых связывает один общий интерес. Кстати, именно Интернет и поспособствовал невероятной популяризации смертельно опасного увлечения в последние годы. Каждый уважающий себя зацепер ныне считает своим долгом выложить очередной подвиг во Всемирную паутину.

Добрались до «Сапсана»

Оккупируют зацеперы главным образом пригородные электрички, хотя встречаются среди них и те, кто предпочитает вагоны товарняков (их называют трейнхоперами). Однако высшим пилотажем среди трейнсерферов считается метрозацепинг — катание в подземке. Даже сами зацеперы признают, что езда в метрополитене смертельно опасна. Погибшие Виктор и Иван об этом знали, однако от смертельной затеи не отказались.

Собираются зацеперы обычно небольшими отрядами по три — пять человек, однако бывает, что экстремалы устраивают массовые акции и катаются не просто ради адреналина, а преследуя конкретные цели. Так, к примеру, случилось при запуске быстроходного «Сапсана», когда молодые люди, защищая интересы якобы притесненных пассажиров, устроили несколько демонстративных штурмов.

Вот как комментирует в своем интернет-блоге действия зацеперов президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин: «Честно говоря, подобные случаи просто в голове не укладываются! Это что — определенный драйв? Я бы назвал это идиотизмом».

 Кстати

 Наряду с вышеобозначенными видами, зацепинг имеет место быть почти на любом виде транспорта — маршрутках, автомобилях, водном транспорте (включая, например, легальное катание на водных лыжах) и самолетах (в основном так балуются парашютисты). Также существуют специфические варианты вроде катания на крыше лифта, однако из-за отсутствия достаточного числа конструкций для удержания и высокой сложности объекта практика данных дисциплин имеет очень небольшое распространение.

По ночному городу

Невероятной жаждой скорости обуяны стритрейсеры. В переводе с английского «street racing» — уличные гонки. Экстримдвижение зародилось в США в 30-е годы прошлого столетия, а в лихие 90-е приобрело популярность в России. Для участия в подобных гонках нужно иметь не только хорошо протюнингованный автомобиль, но и немалые деньги, ибо нередким условием заезда является денежный взнос. Правда, отдельные разновидности стритрейсинга материальных вложений не требуют — к примеру, так называемый «полет пушечного ядра».

— В этой гонке участвуют только двое, и она считается самой опасной, ведь устраивается она прямо средь бела дня на любой общественной дороге в потоке обычных автомобилей, — рассказывает стритрейсер-любитель Андрей.

Существуют и другие разновидности опасного увлечения: стрит-челендж (гонка, когда несколько участников должны достигнуть финиша, проехав через несколько обязательных точек маршрута), сити-стайл (заезд построен по принципу ориентирования на улицах города и проходит в ночное время), «охота на лис» (гонщики выбирают из числа стритрейсеров одного, который убегает от других участников).

Жизнь на веревке

Еще одной разновидностью молодежного экстрима является роуп-джампинг. Название развлечения в переводе с английского означает «прыжок с веревкой», по своему принципу действия оно очень напоминает тарзанку. Человек, обвязавшись страховочным канатом, прыгает вниз с высотного объекта, в роли которого обычно выступает мост. В Нижнем Новгороде немало специализированных фирм, которые организуют такого рода развлечения вполне легально, однако дороговизна услуги, сопровождающейся бумажной волокитой, толкает экстремалов на тропу теневого роуп-джампинга.

Справка «НН»

Роуп-джампинг изобрел американский скалолаз Дэн Осман в 1989 году. При выполнении очередного прыжка его веревка оборвалась, и он разбился о скалы. В 2004 году в Москве в парке им. Горького в результате неудачного прыжка с тарзанки погиб 21-летний молодой человек, а два года назад аналогичный случай произошел в Самаре.

— Стоимость одного прыжка под наблюдением профессионалов и сотрудников дежурящей «скорой помощи» составляет три с лишним тысячи рублей, — сообщила «НН» сотрудница одной известной нижегородской экстрим-фирмы Екатерина. — Клиентов доставляют на специально оборудованную базу в Кстовском районе, правда, прежде чем человек совершит прыжок, ему необходимо пройти инструктаж (его проводят сотрудники МЧС), а также оформить страховку, предусматривающую материальную компенсацию в случае увечья или летального исхода.

— Оборудование мы используем фирменное, купленное в специализированных магазинах, возможность несчастного случая исключена, — заверил по телефону роуп-джампер с 5-летним стажем Денис, чьи контакты мы нашли в Интернете.

Между тем башкирский коллега нижегородских прыгунов, бывший парашютист Степан Котляр, ныне проживающий в городе Уфе, об обратной стороне подпольного экстрима говорит без прикрас: «Когда сигаешь в первый раз, правильно сгруппироваться очень сложно, поэтому растяжение мышц получает практически каждый новичок. Бывает, что ребята неверно рассчитывают траекторию полета, ударяются о поверхность объекта, получают переломы и сотрясение мозга. Не исключена возможность и летального исхода, ведь любое оборудование, пусть даже самое дорогое, может подвести.

Философия боли

Нижегородские файтклаберы, постигающие философию романа Чака Паланика «Бойцовский клуб», уверены, что драка — единственный способ выпустить наружу внутреннего зверя (то бишь низменное животное начало, заложенное природой в каждом из нас), пока тот «не сожрал тебя заживо».

Выглядит все это примерно так: просторное помещение (в роли такового обычно выступает спортивный зал при какой-нибудь школе), лежащие на скамейке марлевые бинты и нашатырь и около десятка ребят, наблюдающих за тем, как двое неизвестных что есть мочи дубасят друг друга. Анонимность — действительно неотъемлемая часть такого рода сходок, и имена своих побитых противников файтклаберы узнают разве что из медицинского полиса «бойца», которому по окончании драки приходится вызывать неотложку.

Однако сами файтклаберы считают себя не просто вменяемыми, а ни много ни мало «просветленными личностями», ибо находят в себе силы противостоять диктатуре серого однообразного социума, бессмысленно влачащего жалкое существование…

— Причин для такого необычного увлечения может быть несколько: социальная пресыщенность (человеку хочется попробовать что-то новое), попытка самоутверждения (свойственна закомплексованным нереализовавшимся людям), своеобразная дань моде, — поясняет психолог Наталья Осминина. — Хуже всего, когда человеком движет аннигиляционная агрессия, главной целью которой является желание уничтожить себе подобного. Здесь уже необходима помощь психиатра.

Алена ПАНИНА.

Комментарий

Ирина КИСЕЛЕВА, психолог:

— В подростковом возрасте молодые люди так или иначе пытаются выделиться среди своих сверстников, они стремятся к самовыражению и самоутверждению. Для этого им нужно продемонстрировать окружающим свое геройство, причем любой ценой. Добиваться уважения коллектива — довольно длительный и болезненный для подростковой психики процесс, а тут раз — и ты герой, сверхчеловек.


Следите за нашими новостями в удобном формате