Каждую неделю в начале учебного года директор Арзамасского техникума потребкооперации Андрей Жадобов подписывает десятки заявлений, начинающихся с одной и той же строчки: "Прошу отсрочить оплату за обучение...". Дело в том, что 67 процентов учащихся этого учебного заведения - сельские ребята, и их родителям нередко задерживают зарплату.
Да и откуда взяться в деревне богатеям?
При этом надо заметить, что планы по набору студентов, выражаясь официальным языком, здесь ежегодно выполняются (этой осенью, например, на 105 процентов). А все потому, что приобретенные в техникуме, а также в открытом на его базе филиале профильного университета специальности востребованы на селе.
Вот если бы об этом задумались люди, от которых зависят судьбы будущих Ломоносовых и Тимирязевых, и поддержали сельское образование.
"На сегодняшний день у нас нет совершенно никаких льгот ни по воде, ни по свету, ни по теплу, - делится своими проблемами Андрей Владимирович.
- Ну а если апеллировать конкретными примерами, то нам приходится обучать три группы студентов бесплатно, чтобы расплатиться с энергетиками, и, пожалуй, одну треть всех учащихся, чтобы рассчитаться за тепло". Для справки: в техникуме обучается 702 студента- очника и 316 заочников. В абсолютных же цифрах все эти затраты ежегодно тянут почти на 5 миллионов рублей. При этом директор Жадобов, как человек образованный и имеющий ученую степень кандидата экономических наук, реально оценивает создавшуюся ситуацию, понимая, что при любом раскладе многое возглавляемому им заведению не светит.
- Разумеется, единый налог на вмененный доход государство не отменит, - говорит он, - но если бы у нас появилась хотя бы 50-процентная льгота по оплате коммунальных услуг, мы вздохнули бы куда свободней.
Сегодня этот техникум, по сути дела, заменяет собой когда- то существовавшую в районе заготконтору, закупая у селян выращенную сельхозпродукцию и реализуя ее в самых разных регионах России, о чем уже рассказывала наша газета.
В результате арзамасские крестьяне получают гарантированный заработок, который по итогам заготовительного сезона выражается почти в четырех миллионах рублей. Этот объем мог бы расти и дальше, но с техникума за его производственно- экономическую деятельность (кстати, по своему предназначению ему приходится иметь учебную базу) берут по полной. Да и транспортные тарифы, обычные и железнодорожные, не имеют обыкновения снижаться. Наоборот, растут.
Причем от своей заготовительной деятельности техникум особой прибыли не имеет: относительно большие деньги лишь проходят через него по пути от сельхозпроизводителей к потребителям, а выдаваемые кредиты в системе потребительской кооперации можно использовать опять же только на сельхоззакупки. А где же тогда взять средства на стипендии отличникам и лучшим спортсменам, которые в техникуме выплачиваются регулярно, на организацию работы известного в области патриотического клуба "Гвардеец" и другие самые разные нужды?
Вот и приходится ежедневно быть в тонусе директору, всему педколлективу и самим будущим специалистам.
Самое же главное в том, что большую часть вышеназванных проблем, казалось бы, можно было решить, участвуя в федеральных национальных проектах (нынешняя деятельность техникума укладывается сразу в два из них - "Развитие АПК" и "Образование"), но начальное и среднее техническое образование, как ни странно, в приоритетных... не числится.
"Ситуация, впрочем, может измениться к лучшему. Совсем недавно министр Андрей Фурсенко признался, что в федеральном министерстве образования просмотрели эту ситуацию и исправят свою ошибку.
Возможно, уже с начала следующего года", - надеется Андрей Жадобов. И негосударственный по своей форме Арзамасский техникум готов участвовать в конкурсе. С одной стороны, не просто же так ему присуждались звание "Лидера регионального бизнеса" и международная премия "Лидера экономического развития России". С другой - именно преуспевающие негосударственные средние технические заведения наиболее адаптированы к экономической ситуации.
Возможно, что уже в ближайшем будущем в систему образования страны, а реальные очертания этого уже проглядываются в планах наших федеральных чиновников, будут вноситься очередные коррективы с оглядкой на Запад.
Так, в некоторых европейских державах специалиста могут лишить квалификации, соответствующей полученному диплому, если он определенное время не работает по этой специальности. А само учебное заведение - лишить лицензии, если оно готовит специалистов ради корочек, то есть разбазаривает государственные деньги.
Для этого, разумеется, само государство должно определиться со списком учебных заведений, которым будет гарантирована его поддержка по приоритетным направлениям.
А до тех пор в том же Арзамасе или в любом другом городе училища, техникумы и колледжи, призванные обучать специальностям, соответствующим названиям этих учебных заведений, будут выпускать новомодных юристов или экономистов, которыми уже давно наводнен рынок. А руководители сельхозпредприятий, заводов и организаций будут по-прежнему хвататься за голову, испытывая дефицит квалифицированных рабочих рук.
В первую очередь, дефицит в специалистах среднего звена и на селе.
Александр ПЕТРОВ.