Мама, мы все тяжело больны

Мама, мы все тяжело больны

«Заражение». США, 2011. Режиссер Стивен Содерберг. В ролях: Мэтт Дэймон, Джуд Лоу, Марион Котияр, Гвинет Пэлтроу, Кейт Уинслет.

Разбазарили иммунитет

Возвращается жена из гонконгской командировки с легким недомоганием. Кашель, испарина — а через пару дней нет человека. Крупным планом показана лишь одна смерть: одна трагедия — трагедия, много — статистика. В погоню за неведомым вирусом отправляются представители всевозможных разведок и контор. Пока ищут вакцину, заражение приобретет масштаб всемирной катастрофы. Однако цинизма блокбастера, парящего над копошащимся внизу человеческим муравейником, фильм не достигнет, выдержав уровень емкой по смыслу, умной драмы.

Человечество невероятно уязвимо, несмотря на броню из стоэтажных домов, научных инноваций и бесчисленных управлений и организаций, показывает Содерберг. Никто не застрахован от того, что какая-нибудь летучая мышь съест что-нибудь не то и залетит не туда, а некая двуногая тварь внушит десяткам миллионов подписчиков своего блога смертельно опасный блеф. В общем, мы жутко беззащитны перед заразой как в прямом, так и в переносном смысле слова, в нашем-то современном мире, пораженном глобализацией и несправедливо перекошенном, где все повязаны формальными контактами, однако в очереди к земным благам всегда есть первые и последние. Режиссер склоняется к оправданию тех, кто при таком раскладе отвоевывает себе и своим детям право на жизнь даже беззаконными способами. А что прикажете делать, если при угрозе существованию мира некоторых заботит лишь то, что придется закрыть распродажу?

Недуг — в душах

Если говорить не о метафорах и смыслах, а об экшене, то надо признать, что два часа режиссер крепко держит зрителя у экрана, не прикладывая никаких сверхусилий, не вылезая из кожи. Делает нам и страшно, и тревожно, и любопытно. Динамичное отслеживание пути заражения (рукопожатия, недомытые стаканы, поручни в транспорте; Гонконг, США, Великобритания, Япония…) дает свой эффект: хочется скорее добраться до рукомойника, ибо соседи по кинозалу как-то подозрительно покашливают…

Вакцину режиссер предлагает немудреную, но испытанную: что бы ни было, оставаться человеком, тем самым прерывая цепочку заражения. И как-то просто, без осточертевшего голливудского надрыва, показывает примеры благородного риска и самопожертвования.

В итоге кто-то станет героем, кто-то не станет, кто-то что-то уяснит из случившегося, кто-то не поймет ничего. И каждый останется при своем: кто со своим цинизмом, кто со своим горем, а для кого-то и в самом деле — жизнь продолжается.

Следите за нашими новостями в удобном формате