Международный гроссмейстер Олег Черников готовится встретить 70-летний юбилей За свою долгую спортивную жизнь известный нижегородский шахматист Олег Леонидович ЧЕРНИКОВ принял участие во множестве соревнований, в том числе международных, провел даже не сотни, а тысячи партий, встречался с очень интересными людьми. Его соперниками были настоящие "звезды" отечественных и мировых шахмат. Словом, нашему ветерану есть что вспомнить, и газетной полосы, конечно же, не хватит, чтобы рассказать о всех ярких событиях. Да мы и не ставили целью это сделать, а просто попросили Черникова, что называется, набросать своеобразный автопортрет.
- Играть я начал очень рано, так как мой отец - Леонид Александрович Черников - был одним из ведущих шахматистов Горького, много лет возглавлял городскую шахматную федерацию. Он работал главным инженером проектов в институте "Гипроречтранс".
Родился я и всю жизнь живу в самом центре нашего города.
Удобное расположение дома и гостеприимность моих родителей способствовали тому, что недостатка в шахматных партнерах не было ни у отца, ни у меня. К нам часто заходили Григорий Григорьевич Девятых (будущий академик РАН), шахматисты Николай Константинович Плетнев, Сергей Сергеевич Зефиров, Евгений Евгеньевич Зелинский.
Отец учил меня шахматам своеобразно: постоянно играл со мной легкие и серьезные партии.
У нас была амбарная книга, где записывались партии и учитывались результаты. Вначале я, конечно, проигрывал все "под ноль", а когда мне исполнилось 14 лет, уже выигрывал.
В это время на стадионе "Динамо" открылся шахматный клуб им.Чигорина. Там я пропадал с его открытия и до закрытия. Тогда были очень интересные шахматные турниры школьных команд, которые проводил Дворец пионеров им.Чкалова. Обычно накал борьбы в этих соревнованиях был очень высок: я даже могу назвать матчи между командами школы N 8 и школы N 14, где я учился, самыми напряженными в моей шахматной жизни. Мы искали любую возможность, чтобы сыграть в шахматы. Так, в марте 1953 года, когда умер Сталин и в стране объявили трехдневный траур, когда школы не работали, наша группа друзей-шахматистов все траурные дни провела в шахматном клубе - играли в блиц.
Очень жаль, но мне не довелось ни разу выступить в чемпионате РСФСР среди юношей. На эти соревнования городу выделяли всего одно место, и оно доставалось Борису Фрейдину, который играл тогда сильнее меня. Он попадал в юношескую сборную РСФСР. В 1963 году в Горьком проходило командное первенство России. Я играл на первой доске за команду нашего города и выполнил норму мастера спорта СССР. До меня это звание из горьковчан получил только Петр Васильевич Дубинин (еще до войны).
О Петре Васильевиче, безусловно самом ярком нижегородском шахматисте, фронтовике, заслуженном мастере спорта СССР, международном гроссмейстере, участнике четырех финалов чемпионатов СССР, я вспоминаю с теплотой и уважением. Меня как шахматиста он признавал, хотя даже такую скупую оценку у мэтра получить было трудно. У Дубинина "планка признания" была очень высокая. Вспоминаю, что в 1969 году я вместе с женой был приглашен Петром Васильевичем на его 60-летний юбилей, который проходил в ресторане "Эрмитаж", расположенном на улице Свердлова.
Жена моя - Идея Георгиевна Благонадежная - тоже шахматистка.
Познакомились мы на соревнованиях (она родом из Грозного) и в 1962 году сыграли свадьбу. А на следующий год оба играли за сборную города Горького. 22 декабря 1963 года у нас родилась дочь Светлана. Она, как мама, математик- программист и сильная шахматистка (мастер ФИДЕ).
Я закончил институт инженеров водного транспорта, десять лет работал в порту на инженерных должностях по организации и управлению погрузочно-разгрузочными работами. В то время Волгу и Оку использовали на сто процентов. На рейде постоянно стояли десятки барж. Решения приходилось принимать оперативно, практически как в шахматном блице. (Улыбается.) В 1971 году решил сосредоточиться на тренерской и организационной деятельности. Вместе с шашистом Марком Юдиным стали работать в ДСО "Урожай".
Сейчас тренирую шахматистов в СДЮШОР N 3. Из воспитанников последних лет радует Илья Дудукин, который в этом году закончил исторический факультет Нижегородского государственного университета им.Лобачевского.
К сожалению, можно констатировать, что интерес молодежи к шахматам ослабевает. Если еще 10 - 20 лет назад появлялись таланты (Александр Бабурин, Станислав Войцеховский, Леонид Головин, Елена Гуськова, Ирина Киселева), то сейчас этого нет. Почему? Мне кажется, что труд тренера в материальном плане мало перспективен, и поэтому подбор тренерских кадров вызывает озабоченность.
Кроме того, слабеет государственная поддержка.
Рад, что мне довелось играть в турнирах с выдающимися шахматистами XX века - Борисом Спасским, Михаилом Талем, Анатолием Карповым, Паулем Кересом, Ефимом Геллером, Василием Смысловым, Тиграном Петросяном, Леонидом Штейном - и иметь с ними неплохой результат. Много играл блиц-партий с Талем. Я проигрывал матчи, но, считаю, с почетным счетом. Михаил Таль - гений шахмат. Глубокий, точный и быстрый расчет, феноменальная память (даже легкие партии, сыгранные много лет назад помнил!)...
Сам я очень люблю блиц-партии.
Один раз играл в финале турнира на призы газеты "Вечерняя Москва". По уровню и составу участников этот турнир сравним с чемпионатом страны. Приятно, что занял место в первой половине.
В последние годы играю в соревнованиях ветеранов. Был чемпионом мира 2000 года и пятикратным чемпионом Европы в командном зачете. И, признаюсь, хочу еще играть.
Сад и автомобиль - не мое. Отдыхаю тоже в основном за шахматной доской, а бывает, сообразим с друзьями партию-другую в преферанс (карты тоже требуют умения нестандартно мыслить и комбинировать). Естественно, слежу за крупными мировыми шахматными событиями. Сейчас вот в центре внимания матч на первенство мира между Владимиром Крамником и Веселином Топаловым.
На мой взгляд, Крамник и его команда проигрывают психологически.
Но если они смогут преодолеть эти трудности, то матч завершится победой российского шахматиста.
Записал Юрий КОЗИН.