Фигуры партийного пилотажа

Фигуры партийного пилотажа

За прошедшими в минувшее воскресенье выборами, которые коснулись 68 субъектов Федерации (в девяти из них выбирали региональные парламенты), российская общественность следила с особым интересом. Во-первых, в контексте пропорциональной системы - по партийным спискам и мажоритарным округам - их преподносили как генеральную репетицию думских выборов 2007 года. А во-вторых, на них прошла апробация очередных нововведений в избирательное законодательство, а именно: разрешение на отмену графы "против всех" и снижение порога явки до 20 процентов.
По этому поводу в свое время было сломано немало копий, и ряд сомнений противников этих изменений, к сожалению, нашел на этих выборах подтверждение.
Выборы не оправдали расчетов специалистов на активность электората, которую те оценивали в 45 процентов. Единый день голосования пока не стал для россиян привычкой, и к избирательным урнам, по предварительным данным, в среднем пришли 35,6 процента избирателей.
Это на 3,1 процента ниже, чем на мартовских выборах этого же года. Председатель Центризбиркома Александр Вешняков не увидел в снижении явки жесткой связи с отменой графы "против всех". Однако факты свидетельствуют об обратном.
Цифру по явке во многом определили избиратели Чувашии и Астраханской области, где местные законодатели не стали вычеркивать из избирательных бюллетеней кандидата "против всех". В этих регионах явка оказалась много выше средней.
В Чувашии, избиравшей Госсовет республики, участие в голосовании приняли 43,66 процента избирателей, в Астраханской области явка составила 43,7 процента. Очень высокая электоральная активность отмечена также и в Туве, примкнувшей к "отказникам" (52,2 процента), но здесь результат эксперты связывают с сильной зависимостью явки от административного ресурса.
Самой низкой оказалась явка в Свердловской области - 27,9 процента от зарегистрированных избирателей, что немало озадачило экспертов, традиционно рассматривающих этот регион как показательный для всей России. Губернатор Эдуард Россель высказал версию, что виной всему расширение в регионе слоя обеспеченных людей, которые в принципе на избирательные участки не ходят. Только вот почему не ходят, губернатор рассуждать не стал.
А как раз это и есть самое важное.
Ответ на этот вопрос в какой-то мере дали участники выездного заседания клуба политического действия "4 ноября", прошедшего в Нижнем Новгороде в минувший понедельник, правда в ходе обсуждения совсем другой темы - о конфигурации партийного пространства в России и опасности левого сдвига.
О слое вполне обеспеченных людей, тех самых, которые, по мнению Росселя, по природе своей саботируют выборы, заговорили в контексте того, насколько сложившаяся на сегодня партийная система отвечает реальному спектру мнений.
Вывод, собственно, не сенсационен: не отвечает.
По электоральным исследованиям специалистов Института общественного проектирования, о которых говорил московский гость Михаил Тарусин, социальная группа, названная либеральными консерваторами (она представлена в основном российским средним классом), имеет тенденцию к росту и составляет сейчас примерно 25 процентов от всего взрослого населения России.
Ее интересы и базовые ценности декларирует правый идеологический фронт. А правый фланг в партийном спектре России стремительно пустеет. В прошедших выборах правые вообще фактически не участвовали. И целиком вменять им это в вину не стоит.
Валерий Фадеев, сопредседатель клуба "4 ноября" и редактор популярного столичного журнала "Эксперт", характеризуя общее восприятие правых и левых, заметил, что левые предлагают поделить деньги, а правые больше думают об инвестициях.
То есть одни ставят на созидание, а другие на потребление.
Наша сегодняшняя государственная политика, направленная на создание госмонополий и концентрацию капитала в определенных сферах экономики, а значит, на подавление малого и среднего бизнеса, ставит на людей, которые потребляют. Это левая политика. А значит, в условиях, когда партийная система в стране во многом формируется по проектам Кремля, ждать сейчас на правом фланге естественного формирования силы аналогичной левым сложно. Разве что это опять будет кремлевский проект.
Впрочем, шанса стать реальной политической силой у носителей либерально-демократических ценностей политологи не отбирают.
Правда, реализовать его, по их мнению, они смогут не ранее, чем к парламентским выборам 2011 года.
Ближайшие выборы однозначно пройдут без них и, по всей видимости, без электората, тяготеющего к либерально-демократическим ценностям.
Российская политическая система ближайшего будущего определенно будет припадать на левую ногу.
Левый крен в российском партийном раскладе ясно проявился на этих региональных выборах. Кроме несомненного успеха партии "Единая Россия", за которую в среднем проголосовали 45 процентов избирателей и которая, по предварительным данным, получила "контрольный пакет" во всех законодательных собраниях, эксперты отмечают хороший результат всех трех партий, начавших объединительный процесс и объявивших себя "актуальными левыми". Речь идет о "Родине", Российской партии Жизни (РПЖ) и Российской партии пенсионеров (РПП). "Пенсионеры" преодолели семипроцентный барьер в шести регионах из девяти, где выбирали законодательные органы власти, партия Жизни - в четырех, "Родина" - в одном. Но в среднем все три партии по каждому региону набрали 22 процента голосов избирателей, что позволило заявить их лидерам о готовности политически конкурировать с единороссами. Нельзя сбрасывать со счетов на предстоящих парламентских выборах и КПРФ, которая на этот раз выступила слабее относительно своих прежних результатов, но все же стала второй после "Единой России", в среднем собрав 6,8 процента голосов избирателей и обеспечив себе представительство в восьми законодательных собраниях.
Что же касается опасности левого сдвига, о котором говорили на заседании клуба, то, как сказал депутат Госдумы РФ и лидер нижегородских правых Алексей Лихачев, он представляет угрозу тогда, когда превращается в популизм, а тот в свою очередь становится эквивалентом государственной политики.
Елена МАСЛОВА.

Комментарии

Евгений ЛЮЛИН, лидер партии "Единая Россия" в Нижегородской области, председатель Законодательного Собрания:

- Результаты "Единой России", полученные на выборах, прошедших в регионах 8 октября, на мой взгляд, очень достойные и вселяют оптимистические надежды на то, что на парламентских выборах 2007 года ей выразят свои симпатии большинство российских избирателей.
Для меня совершенно очевидно, что программа действий "Единой России", сформулированная накануне выборов в программном заявлении партии под общим названием "Россия, которую мы выбираем", а также системная, конкретная работа, которую ведут единороссы в регионах, находит отклик у жителей России.

Николай РЯБОВ, первый секретарь комитета НРО КПРФ, депутат Законодательного Собрания, руководитель фракции КПРФ:

- Успех "Единой России" на этих выборах, на мой взгляд, обусловлен не столько искренней симпатией к партии со стороны избирателей, сколько условиями предвыборной борьбы. О равенстве не идет и речи. Ни одна другая партия не пользовалась такими деньгами на агитацию и пропаганду и таким административным ресурсом.
Несмотря на это, КПРФ в ряде регионов выступила очень достойно, например в Великом Новгороде. К сожалению, мы проигрываем в дальних уголках России, до которых не можем донести свои идеи по вполне объективным причинам.
Эти выборы проецируют на выборы 2007 года. Я же не думаю, что сегодняшний расклад повторится.
Отмена графы "против всех" отсекает от выборов протестный электорат, за который мы будем бороться. За оставшийся год много чего произойдет и в российской экономике. Зима, на мой взгляд, будет нелегкой и протрезвит головы людей.

Алексей ЛИХАЧЕВ, депутат Государственной думы РФ:

 - Очевидно, что партия "Единая Россия" остается самой влиятельной и самой известной силой. И это фактор позитивный, свидетельствующий о том, что власть в России в принципе имеет поддержку избирателей.
Негативных моментов, высвеченных этими выборами, на мой взгляд, два. Это полное отсутствие на выборах носителей правой идеологии и падающая явка.
Первый свидетельствует о том, что те ценности, которые, по данным социологов, разделяет сегодня 30 процентов населения, в выборной борьбе не получили ни презентации, ни подтверждения. Второй же говорит о возрастающей пропасти между действующими политиками и собственно избирателями и является сигналом о том, что надо пересматривать не только базовые ценности, которые несут те или иные политики на выборы, но и практические методы и формы работы.

Следите за нашими новостями в удобном формате