В семейных отношениях я никогда не примерял на себя командирскую кепку

В семейных отношениях я никогда не примерял на себя командирскую кепку

Заместитель председателя комитета Государственной думы по экологии, профессор, ученый Александр Косариков имеет более 100 научных публикаций, 7 монографий.
Его главная стихия - это глобальная экология. То есть все, что касается проблем, связанных с охраной окружающей среды, водных ресурсов, вопросов изменения климатических условий, защиты лесного богатства страны. Обычно Александр Николаевич ассоциируется с такими словами, как "интеллект", "серьезность", "мудрость", "дело". "Нижегородским новостям" было интересно посмотреть на этого человека с обывательской точки зрения.
- Александр Николаевич, есть ли в вашей жизни девизы и установки, которых вы стараетесь придерживаться?
- Есть такое высказывание одного из русских философов: "Проигравших гораздо меньше, чем сдавшихся". Вот исходя из этого, я стараюсь никогда не сдаваться, если уверен в том, что дело надо довести до конца.
- Бытует мнение, что для многих мужчин семья находится на втором месте после работы. Вы относите себя к этому большинству?
- Для меня это некорректный вопрос. Если кто-то сможет на него ответить, значит, человек по-настоящему нигде не присутствует. Никогда не разделял свою жизнь на такие категории. Я просто живу, я один человек, которого нельзя распилить на разные составные части.
- По-вашему, какими качествами должен обладать профессиональный и успешный руководитель?
- Понятие руководителя у меня в процессе жизни менялось.
Ну, это естественно, поскольку менялись и взгляды.
Был период, когда я считал, что руководителем может быть человек, инициирующий идеи и добивающийся поставленных целей. Я не отказался от этого подхода, но вместе с тем склоняюсь к тому, что руководить может только тот, кто стремится быть порядочным в отношениях с людьми. Ну, в общем, не каждый обязан быть генератором идей, впрочем как и начальником.
Для общества важны все: и руководитель, и генератор, и хороший исполнитель.
Просто необходимо выстраивать грамотные стимулы для каждой из этих категорий.
- Ощущаете ли вы себя трудоголиком?
- Да, пожалуй. Я без работы жить не могу...
- Ну коли так, задам вопрос, касающийся вашего отдыха. Как, с кем и где предпочитаете отдыхать?
Чем занимаете себя, помимо работы?
- Когда-то были туристические походы, рыбалка. Построил себе далеко от города дом, чтобы можно было уехать туда, в эту тишину и красоту. Там, кстати, и детей воспитывал.
Все это было замечательно, но потом рабочий ритм захватил меня настолько, что времени на такой отдых просто не оставалось.
Поныне я на расслабление трачу не более недели в год, не могу отдыхать больше.
Ну, обычно это какие-нибудь путешествия, приносящие новые яркие впечатления. Последний раз, например, был с супругой в Испании.
- Кстати, как вы с ней познакомились?
- Это было давно и правда.
(Смеется.) Мы учились вместе и познакомились в университете.
Есть две дочери, которые избрали специальность, очень близкую к моей первоначальной, обе учились на радиофизическом факультете.
- Уютно ли жить в таком чисто женском коллективе?
- Ну, на данный момент этот коллектив сильно поредел.
У каждой из дочерей своя семья, своя жизнь. У меня уже двое внуков, и оба парни (с гордостью).
- Есть ли командиры в вашей семье?
- Вот уж где не примерял на себя командирскую кепку, так это в семейных отношениях! И думаю, никто бы не решился это делать по отношению ко мне. Это просто неправильно.
Мы выстроили нормальные отношения, основанные на паритете и взаимном уважении.
- Много ли у вас друзей?
- Друзей много не бывает.
Есть люди, которым я доверяю, с которыми я сотрудничаю. А они в свою очередь доверяют мне. Их совсем немного, единицы.
Это друзья, с которыми я прошел жизнь. Но я никогда не закрыт для новых добрых отношений.
- Есть ли вещи, которым бы вы хотели научиться?
- О! Полно! Например, я считаю, что у меня недостаточно хорошее знание английского языка. Я учил его сам и не теряю разговорный уровень.
Правда, для ведения лекций этого явно недостаточно, впрочем как и для серьезных деловых и политических переговоров.
Может возникнуть недопонимание, поэтому приходится пользоваться поддержкой переводчика.
Кроме того, существует целый ряд направлений в глобальной экологии, которой я занимаюсь. Здесь фактически нет предела для совершенствования.
- Удалось ли совершить в жизни подвиг? (Простите за глупый вопрос ...)

- Сначала отвечу, как и положено, чтоб не прослыть лгуном.
(Шутит.) Никаких подвигов в жизни я не совершал, но было несколько этапов, когда приходилось принимать ответственные решения, влияющие не только на меня, но и на группы людей. По эмоциональному и интеллектуальному напряжению эти решения можно считать некой вершиной, которая есть в жизни почти каждого человека...
- Например?
- Наиболее сложным был период, когда рушилась страна.
Я тогда угодил в больницу из-за того, что все пропускал через себя. Это очень тяжело далось, но я выбрал путь, и, как оказалось, он был верным.
Скажем мягко, и для Нижнего Новгорода тоже, потому что положение вещей было близко к революции... Нам удалось удержать ситуацию в руках, избавиться от голодных очередей, от бунтов, мы нашли удачный экономический выход.
Мне себя упрекнуть здесь не в чем.
- Большая часть вашей жизни посвящена именно депутатской деятельности.
Вспомните, пожалуйста, наиболее интересный случай, связанный с этим периодом.
- Ну, если говорить о забавных случаях, на память приходит ситуация, при которой я получил письмо от человека с фамилией, аналогичной моей.
При этом у меня нет однофамильцев.
Так вот, этот человек начал рассказывать о том, где пересеклись наши родственные связи. Я тогда как раз начал появляться на телеэкранах...
Наиболее запомнившаяся серьезная проблема? Во многом это было связано с системой водоснабжения. Меня лихорадило, когда в Нижнем Новгороде начался гепатит.
Многие предполагали, что причина кроется в водных источниках.
Кое-что удалось в этом направлении сделать. Я привлек специалистов немецкого института, с которыми сложились давние отношения.
Они сегодня готовы предложить нам систему детального мониторинга водопроводных и канализационных сетей, чтобы достаточно дешево определить, где может случиться авария.
В общем, шла активная работа, что-то удавалось. Ну, например, провести новую редакцию закона "Об охране природы", Водный кодекс.
Кое-что и не удалось. Я до сих пор намерен продвинуть специальный закон "О Волге". На этой реке живет половина населения страны, и она достойна того, чтобы у нее были свои правила водопользования.
Мои противники считают, что этот закон вызовет целую плеяду аналогичных нормативных актов, касающихся Енисея, Оби и других рек. На мой взгляд, если река достойна индивидуального отношения к себе, надо создавать отдельный закон.
Интервью взяла

Алина ХОРОШЕВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате