В рамках проекта "Живой музей" (при поддержке Фонда Форда и АНО "Единство журналистики и культуры") мы с директором Нижегородского музея деревянного зодчества М.С.Бугровой совершили поездку в Иркутск. После поездки у нас сложилось стойкое убеждение: сегодня есть две России - та, что до Урала, и та, что после.
Кругобайкалка - Вы должны посмотреть настоящий Байкал, а не ту туфту, которую обычно показывают туристам! - решительно сказал директор архитектурно- этнографического музея "Тальцы" В.В.Тихонов.
И отвел нас туда, где продают билеты на "Кругобайкальский экспресс".
В 2003 году дирекция пригородных сообщений ВСЖД пустила специальный поезд по маршруту Иркутск - Слюдянка - станция Байкал. Поездка занимает целый день, но она того стоит, потому что пассажиры могут не просто любоваться из окна живописными байкальскими видами, но и узнать от экскурсовода об истории строительства Старой железной дороги (ныне это уникальный музей под открытым небом), а во время стоянок посетить наиболее интересные в инженерно- ландшафтном смысле места.
Сами иркутяне ласково называют Старую железную дорогу Кругобайкалкой.
Она является частью Транссибирской магистрали, которая при Александре III делилась на семь строительных участков. Кругобайкальский был самым коротким из них - всего 292 версты, однако самым дорогостоящим - строительство его обошлось более чем в пятьдесят две тысячи с половиной золотых рублей, что для 1902 года было громадной суммой. За дороговизну КБЖД получила образный "титул" "Золотой пряжки на стальном поясе Транссибирской магистрали".
Сложно описать чувства, которые испытываешь во время экскурсии, глядя по сторонам. Непонятно, что впечатляет больше - роскошная красота окружающей природы или талант и трудовой подвиг создателей Кругобайкалки. Инженерные и архитектурные сооружения безупречно вписаны в суровый байкальский пейзаж. Уникальность их еще и в том, что почти все объекты рукотворны, подобными "экспонатами" не обладает больше ни одна железная дорога в России.
Как подумаешь, что все эти тоннели, галереи, виадуки, мосты и подпорные стенки - памятники строительного искусства вековой давности, так и хочется громко - так, чтобы все слышали! - крикнуть, что "дураки и дороги" главной российской бедой были далеко не всегда...
Самая крупная станция КБЖД - Слюдянка. Вокзал возведен по индивидуальному проекту, он необыкновенен и для наших дней: фасады облицованы белым и розовым мрамором, добытым в местных карьерах.
Водоемное здание поблизости тоже заслуживает внимания. Оно построено в стиле модерн с элементами готики, что уже само по себе свидетельствует о многом.
Инженерная мысль прошлого не тупо решала насущные нужды, но заботилась о гармонии. Чего не скажешь о современных строителях, начисто утративших этот "леонардо- да-винческий" дух и отдавших безоговорочное первенство грубой функциональности.
Но, конечно, самые грандиозные из всех инженерных сооружений Кругобайкалки - это тоннели и галереи.
Строителям пришлось пробивать их сквозь многочисленные мысы и утесы в тяжелейших климатических и геологических условиях: частые трещины горных пород, обвалы грунта, подземные воды... В общей сложности был построен сорок один тоннель.
Практически все они сооружены по бельгийской системе и имеют круговое очертание, но некоторые выполнены по параболическому типу. Стены, своды и порталы тоннелей и галерей выложены камнем на цементном растворе. Каждый из тоннелей привязан к конкретной местности, поэтому все они имеют неповторимый облик - двух одинаковых тоннелей и галерей на КБЖД встретить нельзя.
Населенных пунктов вдоль Кругобайкалки почти нет, за вагонным стеклом мелькают лишь маленькие железнодорожные станции да базы отдыха, всё остальное - скалы и тайга. И вдруг на платформе Старая Ангасолка мы с удивлением увидели гордо развевающийся рериховский стяг - белое полотнище с тремя красными окружностями. Заинтригованные, пошли "на флаг".
Оказалось, здесь, буквально посреди тайги, в крошечном поселке, где и жителей- то всего двадцать человек, работает... выставочный зал. Конечно, в скромном деревянном помещении висят не оригиналы картин Николая Рериха, а всего лишь хорошие копии, но так ведь и вход в галерею бесплатный!..
Сибирский характер Он другой, современный сибирский менталитет.
Здесь не любят, когда из людей пытаются сделать лохов. И не позволяют этого.
Вы, например, знаете, что в Иркутской области самая дешевая в России электроэнергия?
Я теперь знаю: 37 копеек за киловатт-час.
Потому что Иркутская ГЭС не входит в состав РАО "ЕЭС России" и намерена сохранять свою автономию впредь.
Это здесь традиция такая.
В 50-е годы, например, Третьяковка захотела "прихватизировать" картину "Нищая" кисти Репина из коллекции Иркутского художественного музея. Приехали забирать, а директор музея говорит, мол, увы и ах, картина-то потерялась.
Москвичи, конечно, скандалить, судом угрожать, а он стоит на своем: потерялась и все тут. Так и уехали ни с чем. Лет через десять, когда опасность миновала, полотно нашлось. И по-прежнему украшает основную художественную экспозицию, сама видела.
Может, махнуть нам всем, по очереди, на пару месяцев в Сибирь - пусть они нас жить научат?..
Вера ЗВЕЗДОВА.