Палатки возле московских школ, драки в Екатеринбурге за место в очереди на запись в первый класс, ночные бдения родителей у школ в нашем регионе породили необходимость изменений в Федеральный закон «Об образовании», которые теперь окончательно утверждены на последнем заседании Государственной думы. Поправками провозглашен территориальный принцип приема детей в общеобразовательные учреждения.
Новшества ничего не меняют?
Кто постарше, помнит, как в летние дни окрестные дворы обходили сотрудники близлежащих школ, записывая детей в первые классы. Теперь учебные заведения стали настолько разными и по условиям пребывания в них детей, и по содержанию программ и технологий, что принцип выбора родителями подходящей для чад школы обрел особую логику. В Конституции говорится о всеобщей доступности образования.
Шаткое равенство нарушилось, когда появились специализированные гимназии, лицеи, частные школы. Отдать чадо в престижный класс стало мечтой богатых, и в математических, лингвистических и других гимназиях появились втиснутые родителями двоечники. Не переносят ли теперь старую схему на новую почву?
Директор
— Мы берем в свою школу всех, кто приходит в нее записываться, пока есть места. Рассматриваем все заявления в соответствии с законодательством, а оно никакого специального отбора не предусматривает. Приходится с каждым родителем беседовать индивидуально, рассказывать о повышенных трудностях, которые может испытывать ребенок, не способный к языкам, к нашим нагрузкам.
В ожидании разъяснений
О повышенных нагрузках говорит и директор
Неужели способности к усвоению языков или к математике можно определить у дошкольника? Отвечают, что можно, по крайней мере, в большинстве случаев.
Может быть, закон нужно было менять, сначала определившись со специализированными школами? В министерстве образования области склоняются к этому. А в департаменте образования Нижнего Новгорода, куда мы обратились за разъяснениями, и вовсе ждут подзаконных актов, отдельных распоряжений, учитывающих все нюансы.
Но ведь может статься, что их в ближайшее время не случится. Москва, например, сама разрешила гимназиям и частным школам набирать детей не с микроучастков, а по всей столице. В регионах букве закона, как правило, следуют более скрупулезно, и если до 1 апреля ничего не решится, многие родители начнут обивать пороги разных образовательных и чиновничьих кабинетов. А ведь еще нужно
Вера ЧЕБОТАРЕВА.
Мнения
Готовьтесь к весне
Виктор ШМЕЛЕВ, начальник отдела министерства образования Нижегородской области:
— Как все будет, сказать сейчас сложно. Решение принято в рамках существующего закона, который не предусматривает отбор в школы, даже если они специализированные. Как в этих условиях должно поступать директорам школ, трудно сказать. Ведь они на самом деле вынуждены вести хоть
какой-то отбор. Что делать родителям? Начинается запись в первые классы, как правило, 1 апреля. И я считаю, что пока важнее всего настроить ребенка просто на школу. В нем надо пробудить желание учиться, взаимодействовать с коллективом, воспитать простые качества — усидчивость, внимание. С теми, кто не умеет читать, учитель займется индивидуально. У нас говорят: не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна подготовиться к принятию ребенка.Ближе к дому
Надежда МАКАРОВА, многодетная мать:
— У меня четверо ребят, сейчас все — студенты. Дети ходили по месту жительства в обычную школу. Хорошо к ним относятся тогда, когда видят, что мать, отец всей душой заинтересованы в учебе детей, не деньгами и не подарками не откупаются, не ищут, куда получше «сдать» дитя, а живут жизнью школы, класса, ребенка. Я за выравнивание условий в школах, тогда и выбор не будет труден.