В бессменном дозоре

Передо мной непритязательная на первый взгляд книжица в камуфляжном переплете. Страницы ее - будто из со вкусом оформленного семейного фотоальбома. Автор - Михаил Шмагрин...
И вдруг всплыло из детства что-то совсем знакомое. Да, Шмагрин.
И тоже Михаил. Конечно же, читал о нем. Вспомнилось и где - в толстенном томе из грубоватой бумаги под названием "Война с белофиннами".
Сейчас то вторжение Красной армии в 1939 году на территорию соседней Финляндии оценивают негативно, называют, мягко говоря, неоправданным.
Но не умалить патриотизм и мужество тех, кому было доверено стоять на страже наших государственных границ.
Они честно выполняли свой солдатский долг. И нередко ценой собственных жизней. Именно к таким относился и Михаил Шмагрин.
Уроженец деревни Ляпуново Городецкого района нашей области, он учился в сельской школе, крестьянствовал, работал чернорабочим на бумажно- целлюлозном комбинате в Балахне.
Призванный в РККА, связал с границей свою последующую короткую жизнь. И подвиг совершил, будучи начальником заставы, как раз на одном из участков советско-финляндской границы 27 декабря 1939 года.
...Поступил приказ выслать дополнительный наряд, проверить подступы к границе. А в тылу оказались 60 белофиннов с автоматами и пулеметами, которые после совершения нескольких диверсий искали место прорыва к своим.
На них-то и натолкнулась группа из пяти пограничников во главе с Михаилом Шмагриным, пересекая Топозеро. Скрыться негде, позади открытая гладь. Завязался бой при таких неравных силах. В один из моментов, чтобы поразить приблизившегося автоматчика- диверсанта, Шмагрин приподнялся и резко бросил гранату в него. Тот замолчал, но и наш начальник заставы был сражен вражеской пулей. Погибли также сержант Константин Иглин и стрелок Иван Бирюков.
Тяжелые ранения получили стрелки Василий Пчелкин и Иван Попков.
Последний, весь окровавленный, сумел добраться до заставы и вызвать помощь. Шмагринцы выполнили задачу: не дали диверсантам возможности безнаказанно уйти за границу и унести важные сведения, добытые в ходе рейда по нашим тылам. Посмертно Михаил Шмагрин и Константин Иглин были награждены орденами Красного Знамени, остальные трое бойцов - медалью "За отвагу".
Потом заставе присвоят имя Михаила Шмагрина, на берегу Топозера установят гранитный обелиск, и 27 декабря каждого года к его подножию будут ложиться цветы. На той пограничной заставе в Карелии ежедневно, до сих пор, на боевом расчете первым в пограничный наряд по охране государственной границы России назначают старшего лейтенанта Михаила Трифоновича Шмагрина. А еще его подвиг запечатлел на своей картине известный художник В.Токарев.
Обо всем этом подробно и повествует книжка "Пограничная династия нижегородцев"... Михаила Шмагрина.
Нет, он не просто тезка, а внук героического деда и назван в честь него.
Даже в стихах выражено это у автора: И гордо вам еще скажу, Что вот уж сколько лет Фамилию Шмагрин я ношу И имя - Михаил, как дед! Добавлю, носит это имя с достоинством, ничем не пятная его. После суворовского училища не мыслил поступать учиться куда-то кроме высшего пограничного. А затем служил не где-нибудь, а на заставе имени М.Т.Шмагрина. А еще закончил Гуманитарную академию Вооруженных сил РФ. Были три суровых года в Таджикистане. В представлении о присвоении очередного воинского звания тогда было отмечено: "Неоднократно принимал участие в боевых действиях на различных участках таджикско-афганской границы, проявляя при этом мужество и отвагу, своим примером вдохновлял личный состав на выполнение поставленных задач". А сегодня он, подполковник Михаил Юрьевич Шмагрин, является начальником отделения воспитательной работы Военно-медицинского института ФСБ.
А на шмагринской заставе, где с 1984 по 1989 год проходил службу Михаил Юрьевич, жил с ним и его сын Андрей. Так ведь и он, окончив Военно-технический кадетский корпус, не раздумывая, поступил в пограничный институт ФСБ России. И где, думаете, выполняет свой воинский долг сейчас? Да на той же заставе, что носит имя его прадеда. Награжден знаками "Отличник пограничной службы", а еще он... лауреат Нижегородского фестиваля пограничной бардовской песни в 2000 году.
В сочинении о том, почему он решил поступать в названный выше институт, объяснил так: "...учеба здесь позволит мне продолжить семейную традицию - стать пограничником в четвертом поколении и, может быть, вписать свою страницу в историю Пограничных войск Российской Федерации".
Андрей имел в виду и имеющего непосредственное отношение к семейной традиции своего деда Юрия Михайловича Шмагрина (сына героя), который проходил срочную службу с 1955 по 1958 год в Пограничных войсках КГБ при Совете министров СССР. А потом трудился на заводе "Красное Сормово", где строил военные суда, в том числе современные канонерские лодки. Последнее тоже имеет непосредственное отношение к поколенческой биографии Шмагриных.
Дело в том, что Андрей, когда писал свое сочинение, видимо, не догадывался, что не в четвертом, а в пятом поколении он стал пограничником.
Отец его, автор книги, на основе архивных документов и доказывает это.
Выяснилось следующее. В 1892 - 1898 годах на канонерской (!) лодке "Снег" проходил царскую службу Трифон Михайлович Шмагринский, православного вероисповедания, неграмотный, из крестьян, по ремеслу - котельщик, о месте рождения которого, говорится в книге, к сожалению, ничего неизвестно. И именно в 1892 году "Снег", построенный в Финляндии (!), был переведен в класс "канонерская лодка береговой охраны". Охраняла она береговую линию Российской империи на Балтийском море от нападения морского неприятеля и проникновения контрабанды. Выполняла, значит, и пограничные функции. А посему 1 февраля 1892 года и есть начало пограничной династии Шмагриных.
Почему не Шмагринских? Очень просто: при рождении детей, в том числе и будущего героя Михаила, по ошибке "укоротили" фамилию. И, по-моему, она стала еще звучнее. В том смысле, что честным служением Отечеству уже в пятом поколении ее озвучивают потомки Трифона Михайловича.
Своей работой над книгой автор, как он утверждает, хотел показать, что для Шмагриных главное в жизни - продолжение семейной традиции: "Мы должны стоять в бессменном пограничном дозоре".
Пограничник и бард Андрей Шмагрин объясняет это песней: Поколений связь всегда проста, Так давно заведено на свете, Что отцы сменяются с поста, Но на пост становятся их дети...
Небольшая книжица, что держу в руках, своим интересным содержанием подтверждает это.
АнатолийУДАЛОВ.

Следите за нашими новостями в удобном формате