«Колесо фортуны», бесстрастно перемалывающее жизни и судьбы, закрутилось в Нижнем Новгороде. Богатство сменяется разорением, любовь — разочарованием, пьянство — похмельем, и все утехи мира — быстротечностью жизни…
Монахи знали «в этом» толк
На сцене Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени
Два года понадобились Орфу, чтобы положить на музыку 24 поэмы из 46 на латинском и старонемецком языках из манускрипта конца XIII века, который был обнаружен лишь в 1803 году в бенедектинском монастыре Бойерн (лат. Buranum) в Баварии. Всего одного исполнения кантаты хватило Гитлеру, чтобы в 1937 году запретить «колесо фортуны», слишком созвучное эпохе победоносного шествия фашизма по Европе. И больше 70 лет пришлось ждать Нижегородчине, чтобы услышать вживую у себя дома это наделавшее в свое время столько шума произведение.
По мнению главного дирижера театра, автора идеи Евгения Шейко, нижегородская публика вполне подготовлена к восприятию такого, незаурядного сочинения, как «Кармина Бурана».
— Это — классика, одно из популярнейших произведений мировой музыкальной литературы. Желающие могут найти перевод с латинского и старонемецкого на русский. А в программках мы обозначили суть всех номеров, исполняемых на латыни и старонемецком, — добавил маэстро. — Кантата очень демократичная и по музыке, и по тексту.
Это факт. «Если парень с девушкой заперлись в маленькой комнате /…/ Любовь возносится… и вожделенная игра начнется в оживших телах, руках и губах», — подумать только, что писали немецкие монахи в Средневековье и читали в веке XIX!
С голосом подфартило
Нижегородскому театру не потребовалось, как это зачастую делают другие, бутафорить на сцене вращающееся колесо фортуны. Ведь постановщики хватаются за эту идею
Зато «Песнь жареного лебедя» в кабаке на нашей премьере звучала в исполнении настоящего контртенора! Она хоть и написана в оригинале именно для такого голоса, обычно ее исполняют либо теноры, либо
— Крайне редкий голос! Таких на всю страну, может, десять, — подчеркнул Евгений Шейко.
Напомним, что это самый высокий мужской голос, который запросто путают с женским. В старые времена взрослеющих
Сергею Ципилёву, уроженцу Великого Устюга, повезло. Когда он учился в Нижегородской государственной консерватории имени М.Глинки сначала как тромбонист, затем как
Сейчас
— Впервые я погрузился в «Кармина Бурана» лет пять назад. И содрогнулся. Такое сильное энергетически произведение, — признался «НН» Сергей Ципилёв. — На приглашение Евгения Шейко согласился сразу, потому что Нижний Новгород считаю родным городом.
И это отметили профессионалы. С труднейшим, хотя и коротким фрагментом, контртенор справился замечательно. В голосе появилась чувственность, которая сразу придала «Кармина Бурана» краски.
И если фортуна еще раз повернет колесо в правильную сторону, то нижегородский оперный, который вскоре отправится с «Кармина Бурана» на гастроли по Испании, Португалии и Швеции, включит кантату, только уже в сценической версии (с балетом, декорациями, действием) в свой постоянный репертуар.
Елизавета КОРШУЛЬ, Мария ФЕДОТОВА.