Бенедектинцы порадовались бы

Бенедектинцы порадовались бы

«Колесо фортуны», бесстрастно перемалывающее жизни и судьбы, закрутилось в Нижнем Новгороде. Богатство сменяется разорением, любовь — разочарованием, пьянство — похмельем, и все утехи мира — быстротечностью жизни…

Монахи знали «в этом» толк

На сцене Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина состоялась грандиозная премьера. Оркестр, хор театра и солисты Алла Проволоцкая (заслуженная артистка РФ, сопрано), Владимир Кубасов (заслуженный артист РФ, баритон), Сергей Ципилёв (контртенор) исполнили кантату немецкого композитора Карла Орфа Carmina Burana.

Два года понадобились Орфу, чтобы положить на музыку 24 поэмы из 46 на латинском и старонемецком языках из манускрипта конца XIII века, который был обнаружен лишь в 1803 году в бенедектинском монастыре Бойерн (лат. Buranum) в Баварии. Всего одного исполнения кантаты хватило Гитлеру, чтобы в 1937 году запретить «колесо фортуны», слишком созвучное эпохе победоносного шествия фашизма по Европе. И больше 70 лет пришлось ждать Нижегородчине, чтобы услышать вживую у себя дома это наделавшее в свое время столько шума произведение.

По мнению главного дирижера театра, автора идеи Евгения Шейко, нижегородская публика вполне подготовлена к восприятию такого, незаурядного сочинения, как «Кармина Бурана».

— Это — классика, одно из популярнейших произведений мировой музыкальной литературы. Желающие могут найти перевод с латинского и старонемецкого на русский. А в программках мы обозначили суть всех номеров, исполняемых на латыни и старонемецком, — добавил маэстро. — Кантата очень демократичная и по музыке, и по тексту.

Это факт. «Если парень с девушкой заперлись в маленькой комнате /…/ Любовь возносится… и вожделенная игра начнется в оживших телах, руках и губах», — подумать только, что писали немецкие монахи в Средневековье и читали в веке XIX!

С голосом подфартило

Нижегородскому театру не потребовалось, как это зачастую делают другие, бутафорить на сцене вращающееся колесо фортуны. Ведь постановщики хватаются за эту идею из-за композиционной структуры кантаты: в прологе и эпилоге звучит ставшая уже знаменитой «О, Фортуна!».

Зато «Песнь жареного лебедя» в кабаке на нашей премьере звучала в исполнении настоящего контртенора! Она хоть и написана в оригинале именно для такого голоса, обычно ее исполняют либо теноры, либо меццо-сопрано.

— Крайне редкий голос! Таких на всю страну, может, десять, — подчеркнул Евгений Шейко.

Напомним, что это самый высокий мужской голос, который запросто путают с женским. В старые времена взрослеющих мальчиков-певцов для сохранения их уникальных голосов, увы, кастрировали. К счастью, это варварство осталось в истории.

Сергею Ципилёву, уроженцу Великого Устюга, повезло. Когда он учился в Нижегородской государственной консерватории имени М.Глинки сначала как тромбонист, затем как вокалист-тенор, особенность его голоса подметил профессор кафедры сольного пения Владимир Васильев и начал развивать ученику необходимый регистр.

Сейчас 31-летний Сергей живет и работает в Санкт-Петербурге. Гастролирует в основном за границей.

— Впервые я погрузился в «Кармина Бурана» лет пять назад. И содрогнулся. Такое сильное энергетически произведение, — признался «НН» Сергей Ципилёв. — На приглашение Евгения Шейко согласился сразу, потому что Нижний Новгород считаю родным городом.

И это отметили профессионалы. С труднейшим, хотя и коротким фрагментом, контртенор справился замечательно. В голосе появилась чувственность, которая сразу придала «Кармина Бурана» краски.

И если фортуна еще раз повернет колесо в правильную сторону, то нижегородский оперный, который вскоре отправится с «Кармина Бурана» на гастроли по Испании, Португалии и Швеции, включит кантату, только уже в сценической версии (с балетом, декорациями, действием) в свой постоянный репертуар.

Елизавета КОРШУЛЬ, Мария ФЕДОТОВА.