В минувшие выходные в ТЮЗе состоялся традиционный фестиваль "Джаз России-2006". 15-й, юбилейный. Специальным подарком одного из наиболее престижных фестивалей страны стала программа, совмещающая джаз и русский фольклор "Этносфера.
Новое дыхание традиций".
Сближение джаза, авангардной музыки с фольклором происходило и происходит постепенно... и неизбежно.
Принципиально разные культуры - и в этническом, и в стилевом отношениях - тем не менее давно тяготеют друг к другу. Стоит вспомнить эксперименты "первопроходца" мирового уровня, исполнителя- фольклориста Д.Покровского и его ансамбля народной музыки, в 80-е годы прошлого века записавших пластинку с американской джазовой звездой Полом Уинтером.
Эти культуры имеют потенциальную предрасположенность к тандему через схожие черты: импровизационная природа, ритмический "нестандарт" (нерегулярность, прихотливость акцентов), мелодическая и ладовая свежесть, а еще (к сожалению или к счастью?) история того и другого направления помнит гонения и запреты. Андеграундная жизнь фольклорного и джазового движений во многом предохранила их от тотальной коммерциализации и гламура, оба течения остаются искусством непопулярным, никогда не собиравшим стадионы, элитарным, однако всегда имевшим свою немногочисленную, но преданную публику, для которой фольклор или джаз - глоток свежей воды.
Организаторы данного фестиваля задались целью создать программу, органично совмещающую джаз и этническую русскую культуру.
"Программа "Новое дыхание традиций", - гласит буклет фестиваля, - чести принимать российскую премьеру которой удостоился Нижний Новгород, - один из проектов Центра современной русской музыки "Этносфера" (детище пианиста Сергея Филатова). Движение "Этносфера" объединяет в своем кругу выдающихся музыкантов - исполнителей, композиторов, фольклористов, творчество которых связано с этнической культурой народов России. Фестиваль создан для того, чтобы пробудить интерес к истокам русской музыкальной культуры и вдохнуть национальный мелос, ритмику и поэтику русского фольклора в музыку нашей современности".
Двухдневный марафон "Этносферы" в Нижнем прошел на едином дыхании, дыхании традиции.
На сцене ТЮЗа выступили профессионалы мирового уровня, такие как ансамбль древнерусской духовной музыки "Сирин" под управлением Андрея Котова, Сергей Старостин и Сергей Клевенский, Сергей Филатов, группа "Ва-Та-Га". В это созвездие явно не вписывалась "Jazz Vocal Studio" Яны Тюльковой, чье творчество к джазу имеет адаптированное отношение, к этносу и того меньше и вызывает не музыкальные ассоциации, а лишь самодеятельно-спортивные (когда детей, например в школьной студии бальных танцев, учат нравиться публике, брать зал блеском нарядов и гламурными улыбками, изображать экспрессию и т.п., то есть всему внешнему шоу-набору, не концентрируясь на элементарных основополагающих вещах - растяжке, гибкости, культуре движения).
Второе отделение первого дня открыл нижегородский коллектив этнографического направления "Свети-Цвет" под управлением Андрея Харлова совместно с джаз-квартетом Михаила Петропавловского при участии Игоря Семендуева. Их выступление получилось ярким и колоритным (вся дюжина участников вышла в традиционных нижегородских костюмах), были отличные режиссерские находки: на фоне инструментального джазового драйва ребята показали мужскую обрядовую драку, играли в "Платочек", плясали. С музыкальной точки зрения отношения джаза и фольклора в данном случае были достаточно дистанционными: свадебная нижегородская песня "Как у нас за столом", казалось, пыталась угнаться за жесткой ритмической сеткой джазового сопровождения и утопала в звуковой палитре аранжировки.
Завершился первый фестивальный день выступлением группа "Ва-Та-Га" из Петрозаводска. Коллектив был создан в 2000 году, музыканты сами определяют свой стиль как арт-фолк на основе северных народных песен. "Ва-Та-Га" использует акустические инструменты, современную цифровую и аналоговую обработку звука. Кроме привычных гитары и контрабаса в его арсенале этнические духовые, струнные и ударные: карельская скрипка йохикко, вологодский гудок, жалейки, калюки, бубны. Лидер группы Александр Леонов коллекционирует и изготавливает этнические инструменты в течение многих лет. Выступление "Ва-Та-Ги" оказалось большим чем музыка: она предложила фантастически органичный рецепт соединения современного джаз-рокового звучания с народной русской песней.
Композиции коллектива - это некий сеанс, трансовое действо, после которого, "очнувшись", странно ощущать себя в зрительском кресле, среди людей...
Второй день фестиваля представлял собственно программу "Новое дыхание традиций". Этот проект "Этносферы" не состоял из стандартного набора самостоятельных номеров: его режиссура и аранжировка предполагали многократные пересечения музыкантов в разноплановых составах, которые не существуют вне этой программы.
Мистериальный "Сирин" продемонстрировал безупречное мастерство в ансамблевой и сольной работе, исполняя и традиционную музыку, и в аранжировке. Потрясающий тонкий пианист Сергей Филатов и блестящий гитарист Виталий Кись выступили и в дуэте, и в ансамбле с "Сирином", а лучший в мире балалаечник Алексей Архиповский продемонстрировал необъятные возможности своего незаслуженно непопулярного инструмента.
Фестиваль "Этносфера" доказал, что направление, соединяющее фольклор с современным звучанием, очень перспективно. Выдающийся профессионализм музыкантов дает надежду на сохранение традиционного фольклора как великой информационной базы предков и продолжение "живой" песенной традиции сегодня.
Елена ТИХОМИРОВА.