"Хорошо у нас в саду. Не дождусь, когда пойду", - повторяют вслед за педагогами детишки, едва оказавшись в воспитательном учреждении. Возможно, по-другому, но ту же сокровенную мысль выскажут воспитанники Красноборского детского сада "Колосок", который сегодня посещает 71 ребенок. А сколько еще желающих! К сожалению, детсад переполнен, и в рабочем столе его директора Светланы Молевой лежит еще 15 заявлений от родителей с просьбой о приеме их чада на следующий год.
Ситуация для сельской местности совсем не типичная, и понять, почему так происходит, поможет книга учета детей, имеющаяся в каждом детском саду, и в Красноборском, разумеется, тоже. В ней сведения о родителях. При внимательном чтении этой книги открываются интересные вещи.
К примеру, она утверждает, что абсолютно правы социологи: современная семья имеет, как правило, не больше трех детей. А если есть столько, то она считается уже многодетной. Сегодня в Красном Бору таких меньше десятка, а всего полвека назад все здешние семьи имели по 4 - 5 детей и больше.
Книга учета свидетельствует, что 26 красногорских мам (из 71) являются домохозяйками, посвятившими себя семейным заботам, что тоже можно оценить как характерную примету времени (в советское время домохозяек было значительно меньше). Зачем куда- то ходить за работой, если дома ее хоть отбавляй, и работать будешь не зря, не за копейки.
Еще одна приметная черта современной жизни, касающаяся не только города невест - Иванова, но и всей России. Изрядный процент молодых красноборских женщин - матери-одиночки. Около десятка их деток посещает сегодня детсад.
А главный секрет "плодовитости" Красного Бора (его тоже раскрывает компетентная книга) заключается в следующем. Красный Бор, в отличие от многих других сел и деревень, хорошо сохранился благодаря немногим факторам, и в первую очередь географическому.
Село, чьи угодья принадлежат Шатковскому району, находится приблизительно на середине пути по автотрассе из Шатков в Арзамас, что открывает перед взрослыми красноборцами широкие возможности, недоступные большинству сельчан, живущих в отдалении от промышленных центров. И они охотно ими пользуются, устраиваясь на работу на арзамасские предприятия, где платят за труд куда больше, чем в селе.
Однако на этом везение красноборцев не заканчивается, так как еще ближе, чем Арзамас, к ним расположена станция Пешелань, где тоже можно устроиться на железную дорогу. А главное предприятие здесь - "Декор I" с его шахтой и гипсовой переработкой, оно не только сохранилось как солидное производство, но и модернизировалось, улучшило свои характеристики.
Надо ли говорить о том, что большая часть красноборских пап и мам работает именно здесь?
А что же сельхозпредприятие?
Когда-то гордо названное "Гигантом", оно за последние годы многое утратило из созданного прежде, по утверждению местных, однако в сравнении с едва живыми собратьями по несчастью, каких в Шатковском районе не так много, выглядит все же получше. В этом сельхозпредприятии, базирующемся в селе, можно сказать, под боком у работоспособного населения, занято всего, как свидетельствует названная книга, 12 родителей красноборских детсадников. При всем старании здесь зарабатывают в два-три раза меньше, чем на среднем промышленном предприятии. Над тем, как увеличить рождаемость, а заодно сохранить село, поднять сельскохозяйственное производство, ломают головы большие умы, профессора и академики.
А выход между тем очень прост: надо у каждой Березовки или Липовки поставить свой завод. Будет подходящая работа и заработок у родителей - будут у них и дети, а вместе с детьми появятся перспективы на будущее как у отдельно взятой административной территории, так и у всей страны.
Можно, конечно, пойти и другим путем, поняв однажды, почему по-прежнему работящие здравомыслящие люди бегут от сельхозпроизводства как черт от ладана. И здесь ответ лежит на поверхности: за работу на земле надо платить куда больше, чем платят сегодня.
Ну а пока те, кто к селу прирос, чтобы остаться на плаву, вынуждены вкалывать на производстве и дома так, как большинству заводчан- горожан не приснится и в страшном сне. Так, упомянутая директор детсада тридцатилетняя Светлана Молева, мать двоих детей, с мужем, кстати сказать экспедитором сельхозпредприятия, содержит большое подсобное хозяйство, где только под картошкой более полугектара земли.
Светлана Владимировна говорит, что обещание правительства выплачивать 250 тысяч рублей на рождение ребенка на ее решение родить еще одного сильно не повлияет, хотя, конечно, деньги лишними не будут. Четверть миллиона рублей в селе - сумма значительная, и, безусловно, многие хотели бы ее иметь, а значит, прибавка в общем красноборском семействе с правительственным нововведением очень возможна.
Кстати сказать, совсем недавно в детсаду починили худую крышу, затратив на нее более ста тысяч рублей. На следующий год намечается капитальный ремонт здания, недавно отметившего свое тридцатилетие, что потребует еще больших затрат. Но если думать о будущем, следует их найти и, быть может, позаботиться о пристрое к детсаду - детей где-то предстоит размещать.
Пока же, несмотря на детское многолюдье, демография в Красном Бору выглядит хоть и намного лучше иных мест, в целом все же с минусом. В текущем учебном году в местной школе-одиннадцатилетке (сегодня в ней 168 учеников) в сравнении с предыдущим годом не досчитались 10 учеников. Приблизительно на столько же сократится обучаемый контингент и на следующий год. Так что над улучшением демографических показателей еще работать и работать!
Виктор КУЗНЕЦОВ.
Шатковский район.