Антинаркотическое братство

Антинаркотическое братство

Это было нечто! Гигантский зал в полпредстве президента по ПФО был набит до отказа.
президиуме восседал сам тогдашний "генералгубернатор" Сергей Кириенко, а в "партере" тесными рядами сидели просто генералы, не губернаторы. Генералы, генералы... Милицейские, полицейские, эфэсбэшные...
Люди с огромным стажем, опытом, поседевшие на сыскной работе, внимательно слушали высокого худощавого человека с азартным блеском в глазах. Громким нетерпеливым голосом человек растолковывал генералам азы оперативной работы. По его словам выходило, что бороться наркоугрозой никто из собравшихся не умеет.
Только он умеет. И сейчас всех научит. Говорил человек изрядную дичь, но слушали его с вниманием: для привычных к субординации людей депутат Государственной думы был чем-то вроде главнокомандующего", которого следует если не слушаться, то, по крайней мере, слушать...

"Уралмаш"

В самом начале 90-х годов нескольким жителям города Екатеринбурга надоело бедствовать.
В те времена для людей, не имевших стартового капитала, существовал единственный способ заработать много и сразу. Способ простой: явиться к товарищу, упомянутый стартовый капитал имевшему, и предложить ему поделиться. На юридическом языке сие именуется рэкетом.
Группировке, сперва контролировавшей районы, прилегающие к знаменитому заводу Уралмаш", суждена была долгая жизнь и всероссийская слава, а ее лидерам - почет, богатство и власть. Возглавили уралмашевскую братву братья Константин и Григорий Цыгановы ("братья Цыганки"), их ближайшими помощниками стали Александр Хабаров, Сергей Терентьев, Игорь Маевский, Александр Крук.
Здесь не место подробно рассказывать историю группировки.
Все бывало: лихие перестрелки с конкурентами и милицией, побеги из зала суда, гранатометный обстрел здания местного РУОПа. Были потери: так, в 1991 году был убит Григорий Цыганов. После нескольких лет войны с конкурентами и правоохранительными органами уралмашевские взяли под контроль почти все сколько-нибудь значимые предприятия крупнейшего промышленного центра России.
В это же время братва начала потихоньку "легализовываться".
Одной из отличительных черт группировки было то, что братки с самого начала очень большое внимание уделяли "пиару", в том числе в столичных СМИ. Так, когда в 1993 году были арестованы Константин Цыганов и Игорь Маевский, в их защиту выступила - ни много ни мало - "Литературная газета"; козырным аргументом коллег было то, что Цыганок, дескать, "поддерживал в городе порядок". Поддержка крупнейших изданий России повлияла на то, что арестованные братки, в том числе сам Цыганов, были выпущены из СИЗО под залог, после чего благополучно из России удрали. Впрочем, не все. И, так сказать, "не с концами": в 1999 году именно Цыганов организовал так называемый Общественно-политический союз "Уралмаш". Среди 23 соучредителей ОПС больше половины составляли лидеры группировки. Сам Цыганок, проживающий сейчас в Нью-Йорке, лично возглавить свое детище не смог, перепоручив пост председателя президиума своему давнему соратнику Александру Хабарову по кличке Хабар. Однако просто легализоваться было мало: требовались какие-то шаги, которые прославили бы братков на всю Россию и раз навсегда заставили бы умолкнуть правоохранителей.
Тогда-то и был создан фонд "Город без наркотиков", который возглавили трое "авторитетных бизнесменов": Игорь Варов, Андрей Кабанов и еще один, которому борьба с наркотой принесла известность и кресло депутата Госдумы.
А ОПС поддержал инициативу своих союзников морально и "материально", предоставив лихим "борцам с наркоугрозой" самое дорогое - боевиков, "пехоту".

"Бей цыган, спасай Россию!"

Борьба с наркотой "по-братковски" держится на двух постулатах, как на двух китах. Во-первых, на убеждении, что все наркоторговцы - цыгане и наоборот. В Екатеринбурге были разорены несколько цыганских поселков, их хозяева (кто уцелел, а уцелели не все...) были из города изгнаны. Оно бы неплохо, только вражда к цыганскому наркобизнесу (действительно весьма "специфичному" и представляющему серьезную опасность) трансформировалась во вражду к цыганам как таковым, без разбора. Образ врага, раз за разом "побеждаемого" (но не до конца, а то побеждать будет некого!), думается, создавался специально: не будь цыган, был бы кто-нибудь еще, лишь бы враг, борьбу с которым можно возглавить.
Второй постулат уралмашевцев - это борьба с мелкорозничной торговлей наркотиками (читай - с теми же цыганами) и с потребителями наркоты.
Дескать, не будет в России героинистов - и некому будет сбывать наркотики! На практике борьба с наркоманами выглядела следующим образом: на места наркоманских тусовок выезжали бригады "бойцов", избивали "тусующихся" (чего там бить-то...), а некоторых развозили по подвалам, приковывали к батареям отопления (пока не "переломается"), а потом отпускали с напутствием: "В следующий раз убьем!" Короче, принцип тот же, что и "антицыганская" кампания: любителей зелья в России миллионы, бороться с ними можно до бесконечности, зарабатывая на этом политические дивиденды.
Думается, нет смысла объяснять, что способ, предлагаемый братвой, помимо прочего еще и малоэффективен: гонять цыганские таборы с места на место можно ведь до бесконечности, да так ни до чего и не "догоняться", ведь не растворятся же они в воздухе.
А проблему таборных цыган, действительно существующую, тем более не решишь "силовыми методами", как не вылечишь головную боль ножом гильотины. "Сломать" же спрос на зелье кулаками и наручниками - тоже малореально: одного нарика снимешь с иглы (надолго ли?) - десятеро "подсядут" на соседней улице.
Неэффективно, зато эффектно, быстро и "зримо".
Удобно для "пиара": народ у нас любит, чтобы пятилетка в три года... Удобно и тем, что можно обвинить милицию в медлительности, а там - и в коррумпированности. Можно кричать "Рятуйте, православные! Это агенты наркомафии нас вяжут!" во время милицейских рейдов. (И кричат, и поддержку получают!) Можно, наконец, на волне борьбы с наркоугрозой пробраться во власть - и поучать седых генералов, как им надо работать.
И еще одно, последнее и самое жуткое: уралмашевцами, кажется, найден универсальный метод "вхождения во власть". Трудно предположить, что их опытом не воспользуются другие группировки.
Наркоманов на всех хватит...
Материалы подготовил Игорь ГРАЧ.

О борской челобитной

Материалы полосы были уже набраны, когда некая борчанка пожаловалась - ни много ни мало - самому президенту Владимиру Путину на то, что-де в ее родном городе проходу нет от наркоманов, а "оборотни" из милиции и наркоконтроля никак ни на что не реагируют: не иначе "в доле".
Откуда у челобитчицы сведения - сие выше нашего понимания. Однако проблема Бора - в недавнем прошлом "шировой столицы" области - действительно существует.
И говорить о ней следует - подробно и, что называется, без пристрастья.
В одном из ближайших номеров мы постараемся проанализировать ситуацию на Бору. Попробуем разобраться и в том, кто в этой ситуации виноват.

Следите за нашими новостями в удобном формате