Неприкосновенный запас России

"Я, фамилия, имя, вступая в ряды военно-патриотического клуба "Баграм", принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым и дисциплинированным курсантом, свято беречь и приумножать традиции клуба, хранить верность друзьям и своей великой родине - России, быть достойным памяти героев, павших в боях за свободу и независимость моей страны.
Если же я нарушу мою торжественную клятву, пусть меня постигнет всеобщее презрение моих товарищей! Клянусь! Клянусь! Клянусь!" (торжественная присяга вступающих в военно-патриотический клуб "Баграм").

Философия кувырка

Спецназовский кувырок принципиально отличается от спортивного. Перекатываться следует быстро, причем не через голову, а через левое плечо: ведь в правой руке у тебя оружие. Перекатившись, нужно как можно быстрее принять положение для стрельбы с колена - и открыть огонь. Противник не должен успеть засечь твое движение. Его пули просвистят в стороне от тебя, а сам ты получишь свободу маневра. Очередь из твоего автомата, быть может, и не выведет врага из строя, но заставит его переполошиться, демаскироваться, обнаружить себя. И тогда твой товарищ слева или справа поддержит тебя огнем. Огневая точка будет подавлена, и твой отряд сможет продолжить движение...
Для этого нужно всего ничего: правильно выполнить простенькое с виду упражнение.
Правильно - то есть не ударившись о землю, не нанеся себе травмы, не потеряв, пусть на сотые доли секунды, ориентировки. В бою ты не имеешь права ни на что, кроме победы. Не имеешь права даже на геройскую гибель: ведь лишних людей нет в строю, любая потеря - невосполнима и чревата смертью товарищей, невыполненной боевой задачей.
Поражением. Конечно, бывает всякое, бой есть бой, а противник тоже ведь чему-то обучался. Однако терпеть поражение из-за собственных ошибок - роскошь непозволительная. Потому- то и следует на тренировках доводить исполнение приемов до автоматизма, исполнять их "на подкорке". Сделал что-то неверно - должен понести наказание. Не слишком строгое, но - неотвратимое.
Чтоб вырабатывался рефлекс...
Инструктор ВПК "Баграм", бывший офицер спецназа, прошедший все мыслимые и немыслимые горячие точки, лучше, чем кто бы то ни было, понимает это. И после того, как его подопечные мальчишки, младшему из которых 11 лет, а большинству - 16 - 17, выполнили кувырок, прозвучал вопрос: "Кто ушибся?". Те, кто ушибся (а значит, на какое-то время "вышел из боя" с вышеперечисленными последствиями), должны были тут же сделать 20 отжиманий.
А теперь главное, то, для чего и писалось нами сие длиннющее "полурепортажное" вступление: половина пацанов сперва признались в своей ошибке при выполнении упражнения, а затем дисциплинированно рухнули на не слишком сухой октябрьский асфальт спортплощадки и добросовестно "наказались".
Уже слышу голоса поборников "прав и свобод": "Воспитывают рабов!", "Из детей готовят солдафонов!" и прочее подобное. Слышу - и жму плечами. Только свободный и гордый человек может презирать ложь и ненавидеть собственную ошибку. Только сильный примет как должное наказание за то, за что он его заслуживает.
Готовность отвечать за себя - вот высшая свобода человека. И высшая доблесть мужчины...
Клуб "Баграм" заслуживает отдельного и очень подробного рассказа. Достаточно сказать, что первым инструктором его был Вениамин Старостин, воин-афганец (служивший в Баграме, отсюда и название), затем - офицер СОБРа Волго-Вятского РУОП, сложивший голову 6 марта 1996 года в Грозном на площади Минутка, когда 11 нижегородских "собров" пали "за други своя", выручая попавших в засаду коллег из Перми.
С 89-го года, со дня основания клуба, почти 150 человек полностью прошли программу его подготовки, около 30 человек сражались в горячих точках, более 20 - кавалеры боевых наград. Среди них такие не последние в Нижнем люди, как заместитель командира ОМОН УВДТ "Ястреб" Валерий Мишинов.
Парадокс, но руководство клуба, едва ли не больше гордится другим, не столь заметным достижением: более половины его выпускников никогда не надевали мундиров.
"Подумай сам, насколько это важно, - говорили мне в клубе. - На гражданке - несколько десятков наших выпускников, люди со спецназовской психологией. Они не бросят друга в беде, они умеют добиться цели, они побрезгуют трусить и подличать.
Они и мимо чужой подлости не пройдут. Они служат Родине по-нашему, а ведь гражданское служение не менее важно, чем служение с оружием в руках...". И еще гордятся в клубе тем, что за все время его существования ни один из его выпускников не попал на скамью подсудимых: крепка в ребятах закваска, не "самоутверждаются" они за счет слабых - тоже, кстати, свойство сильных...
Рассказывать, повторим, можно много. И о программе подготовки (в которой, помимо прочего, есть такие предметы, как краеведение и...
основы журналистики!), и о руководителях, и о проблемах - а их, как у каждого клуба по месту жительства, немало.
Однако - в другой раз, быть может. О другом хотим поговорить...

Одетях нормальных и "особенных"

 Главное отличие "Баграма" от большинства военно-патриотических клубов такого рода в том, что подавляющее большинство детей, занимающихся здесь, из нормальных, полных семей! "Подумаешь, невидаль!" - скажете. Да вот в том-то и дело, что невидаль...
Речь здесь вот о чем. Несколько лет в России существует программа "Неприкосновенный запас", разработанная ГУФСКН РФ. Суть этой программы вкратце такова: поскольку в России сейчас 700 тысяч беспризорных детей, детские дома переполнены, задачей номер один является прибрать этот "огнеопасный" контингент к рукам. Создано несколько летних лагерей, где под руководством сотрудников спецназа из "трудных" детдомовских детишек делают "легких".
Программа "Юный спецназовец", культурная программа, обучение правилам общежития... Форма. Романтика.
Мощный "пиар". Результаты великолепны: подавляющее большинство без пяти минут преступников возвращаются (а то и впервые вступают) в общество. Многие из них грезят о военной службе - а в перспективе это может помочь решить проблему с переходом армии на контракт...
Все так. И не в порядке полемики все же позволю себе поделиться некоторыми сомнениями - и противопоставить мощную программу "НЗ России" тому, что без всякой помпы делается в "Баграме" и некоторых - немногих - аналогичных подростковых клубах.
И дело не в том, что, судя по документальным фильмам, тиражируемым ГУФСКН, и материалам в прессе, в лагерях "Юный спецназовец" предусмотрены такие милые вещи, как наказание всех за вину одного.
(Когда я в армии служил, за подобное в дисбат отправляли влет!) И не в том, что два месяца лагеря, сколь угодно замечательного, не "забьют" десяти последующих месяцев жизни в нашенском детдоме.
И даже не в том, что уличные волчата крайне трудно приручаются, так что любые успехи в их перевоспитании - они до разу. Разъяснять не стану, и так все ясно...
Нет, тревожит другое: конечно, благородное дело - вернуть полмиллиона подростков в общество, и средств на это не жалко. Только вот пока занимаются государственные организации "трудными" детьми, дети, имеющие несчастье родиться в благополучных семьях, оказываются предоставлены самим себе.
А ведь ряды наркоманов пополняют в основном они, "нормальные". Ряды уличных компаний, криминальных в потенциале, - они же. Еще Макаренко писал, что не "хорошие мальчики" на плохих влияют: чаще бывает наоборот, путь вниз легче... А подростковое "вольнолюбие" парадоксальным образом сочетается с необходимостью подчиняться, порою - слепо, тому, кого мальчик или девочка назначили своим идеалом.
Редко в наше время это отец, замученный заботами о прокормлении своего чада. Так что выбор невелик: либо "идеалами" будут люди, подобные инструкторам "Баграма", либо бандиты, наркодельцы, прочая нечисть с ее вековым опытом "агитации" молодежи.
Уличный волчонок - и тот к влияниям устойчивее...
И вот тут возникает вопрос, ответ на который необходимо получить в самое ближайшее время: молодежь, обычную, "правильную", из хороших семей - кому отдадим?
Ведь если все внимание уделять только "дну", то мы рискуем оное "дно" так и не расчистить - за счет непрерывного пополнения...
Необходима государственная программа профилактических мероприятий, рассчитанная не на оступившихся, а на нормальных. И клубы, подобные "Баграму", должны держаться не на энтузиазме нескольких человек (кстати, действующих сотрудников милиции, почему и имена не озвучиваем, хотя и очень охота!), а получать государственную поддержку. Чтобы это была действительно поддержка...
Автор благодарит руководство ВПК "Баграм" и пресс-службу ГУ ФСКН по ПФО за помощь в подготовке этого материала.

Следите за нашими новостями в удобном формате