В ТЮЗ залетел воробей

В ТЮЗ залетел воробей

В ТЮЗ залетел воробей .И принес с собой перемены. У Нижегородского театра юного зрителя появился новый логотип-эмблема - длинноногий воробей с распушенным хвостом.
Как его зовут и какова его биография, предстоит сочинить самим юным зрителям. На сайте ТЮЗа (www.tyuz.ru) будет объявлен конкурс. Но то, что птаха символизирует перемены в театре, ясно уже сейчас.
Летом в ТЮЗе сменилось руководство: директором стал Юрий Милютин, художественным руководителем - Вячеслав Кокорин. Оба из Екатеринбурга, режиссер - лауреат "Золотой маски".
1 ноября откроется сезон, и в течение первого же месяца будут представлены три премьеры, поставленные новым худруком: "Снежная королева" по Шварцу, "Слон Хортон" Доктора Сьюза и "Последние" Горького (о чем "НН" уже сообщали в номере от 17 октября). Подробнее о новых спектаклях и творческих планах руководители ТЮЗа поведали на днях журналистам.
- "Снежная королева" не для самых маленьких детей, эта пьеса достаточно сложна и серьезна, - сказал режиссер.
- Многие намеки Шварца дети просто не поймут. А вот сказка о слоне Хортоне - одна из самых интересных историй в мировой литературе для малышей. Чуковский говорил, что это образец детской сказки. Этот спектакль- клоунада будет играться в фойе. А на малой сцене в конце ноября мы покажем "Последних" - пьесу, в которой есть ощущение катастрофы...
Серьезные спектакли для взрослых обязательно надо играть, чтобы у актеров была "подпитка".
Вячеслав Кокорин сообщил, что из прежнего репертуара театра исчезнут некоторые постановки его предшественников, а те, что будут оставлены, он собирается "чистить и править". Главная же цель "отцов театра" - привлечь в зрительный зал подростков и молодежь.
Ставка делается не только на классику, но и на современную малознакомую драматургию.
На Новый год зрителей ждет большое праздничное представление, а на Рождество - камерный спектакль по святочному рассказу Валерия Брюсова. В феврале ТЮЗ пригласит на премьеру детей среднего школьного возраста.
А для тех, кто постарше, подготовит пьесу современного ирландского драматурга Мартина Макдонаха "Калека с острова Инишмаан" и "Пять-двадцать пять" питерского автора Данилы Привалова, а еще два спецпроекта - шведские пьесы "Женщина, которая вышла замуж за индюка" Гуниэллы Буэтиус и "Дети Медеи" Пера Лисандера и Сюзанн Остен. Поставить эти два спектакля приглашены молодые режиссеры из Москвы - Полина Стружкова и Валерий Караваев.
Что до классики, то на большой сцене выйдет шекспировская трагедия "Ромео и Джульетта".
Так называемые спецпроекты станут важной частью работы театра. Для их осуществления даже создан отдел.
"Шведские" постановки - один из таких проектов.
- Основной детский репертуар российских театров заполнен старыми добрыми сказками, причем в немалой части советскими, - говорит Вячеслав Кокорин. - Незнайка и Буратино по-прежнему очень популярны. А шведы предлагают поговорить с детьми если не как со взрослыми, то как с думающими и, главное, много чувствующими людьми. Шведы даже выдвинули такой лозунг: "Ребенок имеет право на трагедию".
С пьесы "Дети Медеи" в 1975 году в Швеции началось движение нового театра для детей. Герои пьесы - малыши, жизнь которых происходит на фоне кровавых событий еврипидовой "Медеи".
Дети по-своему проживают конфликт, собственные фобии, разыгрывают архетипические сюжеты мировых трагедий.
Шведские авторы полагают, что многие дети сталкиваются с непосильными для них проблемами, и помощь им как раз может оказать театр. Поэтому ТЮЗ готов взять на вооружение чужой опыт и держаться уважительно- воспитательной, а не дидактической позиции в постановках для детей.
Весной театр предложит школьникам социально-культурный проект "Класс-Акт".
Аналогичный уже имел место в Москве - на фестивале современной британской драматургии.
К участию в нем привлекали ребят из столицы и с Кавказа. Две недели они жили под Москвой и под чутким руководством российского и британского драматургов учились писать пьесы.
Польза была обоюдной: драматурги узнавали, что волнует подрастающее поколение, а дети могли почувствовать себя взрослыми. Потом написанные подростками короткие пьесы ставили профессиональные режиссеры.
Примерно то же самое будет происходить в Нижегородском ТЮЗе. В течение десяти дней своеобразное обучение пройдут 40 школьников. Они смогут выбирать для своих сочинений любые темы, вот только персонажей в пьесах не должно быть больше четырех.
Результат коллективного творчества можно будет увидеть на сцене ТЮЗа в гала- представлении с участием актеров театра. На постановку профессионалам будет дано три дня.
А летом в театре откроется Международная авторская театральная школа "Волга- 2007". Здесь будут представлены авторские методики в преподавании актерского мастерства и режиссуры разных стран. Российские и зарубежные театральные деятели смогут обменяться опытом и завязать контакты.
Будут организованы открытые уроки, совместные импровизации, дискуссии, теоретические выступления и, конечно, показаны спектакли.
Предполагается, что такая авторская школа будет работать в Нижнем регулярно.
Комитет по культуре Нижегородской области в свою очередь обещает тюзовские новшества поддержать. И помочь материально. В следующем году на реконструкцию здания театра региональное правительство выделит 35 миллионов рублей (для сравнения: на нужды нижегородского кукольного из того же источника в том же году будет направлено 14 миллионов, а нижегородской филармонии - 13). В 2008 году должна будет пройти реконструкция и зрительного зала ТЮЗа.
Ольга ГОРНОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате