Бизнесмену Игорю Седову из Нижнего Новгорода (назовем его так) пришлось полгода судиться с одним из банков, который без видимых причин посчитал его террористом и заблокировал его кредитку.
Слишком много снимал
В июне прошлого года на мобильный Игоря пришло уведомление, что его банковская карта заблокирована. Когда он обратился в банк и попросил разблокировать карту, то его требование осталось без ответа.
Как уже позже будет зафиксировано в материалах дела, сотрудники банка начиная с середины октября 2009 года стали замечать, что на счет Игоря Седова периодически поступали солидные суммы, которые так же регулярно снимались через банкоматы. В некоторые дни размер выданных банкоматом по карточке Седова сумм доходил до нескольких сотен тысяч рублей. Наконец в июне 2011 года банк приостановил действие карты.
В ответ на поданный Седовым иск в суд представитель банка сослался на исполнение положений Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Дескать, результаты анализа операций по счету Седова показали, что систематические крупные поступления на его карточку приходили из другой кредитной организации от юридического лица, а снимались через банкомат.
«Данные операции не имеют экономического смысла, носят запутанный характер и попадают под общие признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации доходов, полученных преступным путем, финансировании терроризма, такие как немотивированный отказ клиента от представления сведений, отсутствие явного экономического смысла, необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент», — пояснил банк суду.
Однако, согласно закону, приостановление операций по счету производится в том случае, если в отношении организации или физического лица имеются сведения об их участии в террористической деятельности. И контролю подлежат операции на сумму более 600 000 рублей.
Доказательств маловато
Однако, по мнению правосудия, банком в ходе судебного разбирательства не была доказана правомерность и обоснованность действий по приостановлению операций по принадлежащей Седову банковской карте. Да и сам клиент банка предъявил доказательства того, что деньги, зачисляемые на его счет, поступали с его же расчетного счета, но открытого в Казанском филиале другого банка.
Решением Советского районного суда Нижнего Новгорода действия банка по приостановлению операций с использованием банковской карты нижегородца были признаны незаконными. Банк обязали возобновить проведение операций с использованием карточки, а также продлить срок обслуживания держателя карты на период времени, на который были приостановлены операции.
Игоря такой исход процесса вполне удовлетворил, а вот банк нет. Юристы банка подали жалобу в вышестоящую инстанцию, и недавно судебная коллегия по гражданским делам облсуда решение районного суда оставила без изменения, а жалобу банка без удовлетворения.
Ольга МАКАРОВА.
Кстати
Как пояснил «НН» один из известных нижегородских банковских экспертов, согласно положениям Федерального закона от
07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» банк обязан осуществлять мониторинг операций клиентов в целях выявления операций, подпадающих под действие данного закона и нормативных документов Банка России. При выявлении подобных операций банк обязан направлять информацию в Росфинмониторинг, а при проведении клиентом операций, имеющих признаки сомнительных и несущих высокие репутационные риски для банка, принимать меры по их минимизации.— Одной из таких мер как раз и является блокировка банковской карты, — продолжает наш собеседник. — Необходимо подчеркнуть, что при этом клиент сохраняет за собой право пользоваться банковским счетом в полном объеме. Условия блокирования банковской карты указаны в договоре банковского счета. Блокировки проводятся только в том случае, если клиент по запросу не представляет дополнительные поясняющие документы и сведения.