Полвека длилось противостояние двух ведущих мировых держав, сопровождавшееся локальными военными конфликтами и взаимными претензиями в адрес друг друга. Пока 1 февраля 1992 года тогдашние президенты США и России, Джордж Буш-старший и Борис Ельцин, не встретились в американском местечке Кэмп-Дэвид и не подписали знаменитую декларацию, в которой холодная война была признана законченной.
Так велика победа?
Наши идеологические противники и сегодня потирают руки от удовольствия, что им удалось «выбить из седла» не просто конкурента, а страну, во многом влияющую на расстановку геополитических сил, установившийся мировой баланс. Бурлящий Ближний Восток, раздираемые противоречиями Балканы как раз и представляют собой результат этого нарушенного равновесия.
Как результат ельцинского развала СССР и подписания «холодной» декларации — Россия, по сути, тогда капитулировала перед США. Уничтожалась оборонная мощь страны: танки, ракеты, корабли. Стала полностью зависимой от Америки внешняя и внутренняя политика.
Один из крупнейших американских специалистов по России Стивен Коэн опубликовал ошеломляющую статью под заголовком «Новая холодная война Америки». В ней автор подверг беспрецедентной критике американскую политику по отношению к России за последние 15 лет.
Несмотря на нефтедоллары и валютный запас, положение в стране продолжает оставаться отчаянным. Экономические потери, понесенные страной за время правления Ельцина, в два раза превосходят ущерб, нанесенный Советскому Союзу в Великой Отечественной войне.
Стивен Коэн обвиняет как демократов, так и республиканцев в «триумфаторском» подходе к России, когда декларации о стратегическом партнерстве в оформлении ослепительных голливудских улыбок и похлопываний по плечу резко контрастировали с реальными делами Вашингтона. Коэн напоминает, что Советский Союз не проигрывал холодной войны — она была остановлена по договоренности Горбачева и
«Официальные американские круги и СМИ тут же начали изображать окончание холодной войны не как совместное решение СССР и США, а как великую победу Америки и поражение России», — пишет Коэн. Все началось с правительства Клинтона, которое сочло Россию побежденным государством, не имеющим никакого права голоса, наподобие послевоенных Германии или Японии. Но реальность заключается в том, что, в отличие от этих стран, Россия не проигрывала никакой войны, включая холодную. Кроме того, в отличие от Кремля, Германия и Япония получили огромную материальную помощь от США для восстановления экономики. То, что Москва получила от Вашингтона с 1992 года, никоим образом «не компенсирует геополитического ущерба, который США наносят России», — упоминает Коэн слова одного западного эксперта по вопросам безопасности.
«Триумфаторы» диктуют условия
«Триумфаторский» подход по отношении к России исходит из того, что Москва не имеет права на самостоятельные действия как на собственной территории, так и за ее пределами. Отсюда происходит «нарушение обещания, данного администрацией Буша еще советскому руководству в 1990 — 1991 годах, о том, что НАТО не продвинется «на восток ни на дюйм», и начало расширения блока в сторону российских границ. Это вопиющее нарушение данного слова, которое к тому же стало отнюдь не единственным, послужило началом явно провокационного военного окружения России и вызвало у Москвы растущие подозрения относительно намерений США. В России по всему политическому спектру утвердилось мнение о том, что США навязывают ей новую холодную войну.
Бывшие советские республики объявлены Вашингтоном сферой своих национальных интересов. Семь из четырнадцати этих государств уже приняты или находятся на пути принятия в НАТО. Когда же Россия пытается оказывать влияние на своих соседей, ее немедленно обвиняют в «имперском мышлении».
Действия Вашингтона все больше наталкиваются на сопротивление Москвы. Четыре года назад Путин заявил, что «эпоха геополитических уступок России подходит к концу». (Оглядываясь назад, он с горечью заметил, что Россию «постоянно обманывали».) Стивен Коэн не приводит в статье вопиющих фактов западной «помощи» Кремлю, упоминая лишь «подлинное нашествие на Москву орды американских «советников», которые должны были руководить «переходом России к капитализму». Здесь можно было бы упомянуть, к примеру, свидетельство нобелевского лауреата по экономике Джозефа Стиглица о том, как Россию умышленно держали на кредитной игле, разрушая экономику страны.
В
Кроме того, американцы всегда настаивали, чтобы Россия постоянно держала границы открытыми для движения капитала. Таким образом, как российские демократы у власти, так и олигархи вместе с иностранным бизнесом, стремительно богатевшие за счет распродажи сырьевых ресурсов России, никогда не испытывали трудностей для перевода своих денег за границу.
Получилось по Черномырдину
Для консультации по приватизации в Россию приехал американский экономист с мировым именем Джеффри Сакс. Он предложил приватизировать предприятия
Например, по свидетельству Сергея Буркова, председателя комитета Госдумы, уникальный Калужский турбинный завод (оборонная судостроительная промышленность) со штатом более 11 тысяч человек ушел с молотка за 1,55 миллиона долларов США! При этом 20 процентов акций досталось немецкому концерну «Сименс Н. Г.». Стоимость НИИ молекулярной электроники и завода «Микрон» (более 4,5 тысячи работников) составила 1,5 миллиона долларов,
Активная охота компаний США в авиационном секторе России позволила им завладеть блокирующими пакетами акций в знаменитом на весь мир
Пока что России приходится очень дорого расплачиваться за «дружбу» с Америкой в
Борис СЕРГЕЕВ
(по материалам СМИ).
Справка «НН»
Термин «холодная война» принадлежит британскому
премьер-министру Уинстону Черчиллю, который впервые употребил его во время провозглашения своей знаменитой речи в Фултоне 5 марта 1946 года, призвав начать борьбу с «восточным коммунизмом».