Пустили по миру

Пустили по миру

История создания этого удивительного судна, способного парить над водой и одновременно рассекать волны, известна и в то же время по-прежнему хранит много тайн. Наш прославленный земляк Ростислав Алексеев, создатель флота летающих судов, наверное, и не подозревал, что его изобретение мгновенно вызовет колоссальный резонанс в мире. Между тем в недрах нынешнего ЦКБ им. Р.Алексеева до сих пор бродит легенда, гласящая о том, как в 1970-х здесь изобличили группу американских шпионов, пытавшихся украсть уникальные технологии…

И у нас, в карельских скалах…

Наш опыт примечателен еще и тем, что нынче производство летающих кораблей (о создании и трудной их судьбе «НН» уже не раз писали) с разным успехом пытаются развернуть на всем постсоветском пространстве. Вот, например, в конце января в СМИ появилась информация, согласно которой пограничная служба ФСБ России намерена создать центр по строительству экранопланов (ЭП) в карельском Петрозаводске.

Вся инфраструктура, подчеркивается в сообщении, будет создаваться практически с нуля. Производство и подготовку техники планируется развернуть на бывшем судостроительном заводе «Авангард». По оценке военных специалистов, здешний климат позволит проводить испытания новых кораблей круглогодично.

По данным карельских СМИ, в настоящее время в Петрозаводске ведется достройка экраноплана «Орион-20», строительство которого началось в 2009 году в Нижнем Новгороде. Этот корабль будет опытным, на нем планируется проводить испытания двигателей и систем управления.

После того как «Орион-20» пройдет весь цикл испытаний, производство таких кораблей будет развернуто в Петрозаводске, Нижнем Новгороде и Жуковском. Предприятиями будет строиться и ЭП «Иволга» — Россия в настоящее время располагает экспортным контрактом на шесть таких кораблей. С ноября 2011 года одна «Иволга» также находится на вооружении УФСБ по Республике Карелия, однако дальнейшая судьба проекта пока не ясна.

Теперь и в Иране

Корабли, плывущие по волнам и парящие в небе, сегодня реально существуют. Однако еще каких-то полвека назад это казалось научной фантастикой, но гении отечественной инженерной мысли сделали невозможное возможным.

Как известно, активная работа над экранопланами в СССР началась с 1950-х годов. В 60-70-е годы прошлого века это чудо техники успешно разрабатывали в горьковском конструкторском бюро лично под руководством знаменитого нашего земляка, прославленного инженера-конструктора Ростислава Алексеева. ЭП разрабатывались изначально для военных целей, сразу же было разработано два вида аппаратов ЭП: десантные, вместимостью до 100 человек, которые свободно могли передвигаться по пересеченной местности, и более маленькие — до 30 человек.

Военная мощь Советского Союза держалась в том числе и на детищах Алексеева: наши ЭП представляли собой грозную силу, которая могла атаковать противника практически отовсюду. В те времена западные страны очень завидовали нашим разработкам в этой отрасли, так как ничего подобного у них не было. И лишь в 80-х годах прошлого века экранопланами стали заниматься Франция, Китай, США… А с недавних пор, к слову, ЭП активно разрабатывает и Иран, причем, по слухам, с помощью российских специалистов-оборонщиков. Вот так некогда удивительная технология, державшаяся в СССР в строжайшем секрете, оказалась востребована по всему миру…

— Гражданские экранопланы были разработаны в конце 60-х годов, — вспоминает ветеран ЦКБ им. Р.Алексеева Валентин Ефремов. — Но в серию они по разным причинам не пошли, в отличие от военных, которые были построены. Слышал, что хотят разработать новую модель гражданского экраноплана, но для этого нужны серьезные деньги и заинтересованность государства.

С мыслью о небе

Почему ЭП не были массово внедрены в гражданской сфере? Почему ЦКБ им. Р.Алексеева в своем нынешнем виде пока что не готово в полной мере обеспечить страну своей продукцией? На этот счет существуют две диаметрально противоположные версии. Согласно первой из них, на предприятии уже лет десять нет четкого системного планирования, основная материально-техническая база безнадежно устарела и нуждается в модернизации, а само производство — в свежих кадрах и идеях.

Вторая версия гласит, что новый совет директоров ЦКБ в настоящее время разрабатывает программу строительства ЭП до 2020 года. Общая сумма необходимых инвестиций в данный проект, по оценкам экспертов, составляет минимум миллиард рублей. Не исключено, что придется задействовать и механизм государственно-частного партнерства, который уже успешно применяется на нижегородской земле.
Но, с другой стороны, если брать во внимание первоначальную функцию ЭП как боевого корабля, то военным самое время обратиться к опыту нашего ЦКБ. Тем более что вся документация на предприятии сохранилась, равно как есть и возможности для сборки и пилотных испытаний ЭП следующих поколений.

— Один боевой экраноплан способен нанести противнику немалый урон, — подчеркивает заместитель главного конструктора ЦКБ Александр Голутвин. — Определенные разработки у нас есть, но нужна воля государства. Со своей стороны мы готовы заниматься любой поставленной задачей.

В планах предприятия на 2012 год — разработка и постройка судна на подводных крыльях проекта пассажирской «Кометы-130 М» вместимостью 130 человек и постановка на серийное производство сверхлегких амфибийных аппаратов на воздушной подушке проекта «Стрелец».

Скептики тем временем усмехаются: нынешние ЭП не имеют ничего общего с тем, что разрабатывал в свое время Алексеев. Более того, у современных экранопланов есть и ряд недостатков. Главный, по оценкам экспертов, заключается в том, что данные машины являются сложными для пилотирования.

Кроме того, ЭП довольно велик по размерам, при этом не имеет никаких средств ни активной, ни пассивной защиты, что делает аппараты этого типа весьма уязвимыми, их можно вывести из строя противотанковой управляемой ракетой или даже ручным гранатометом. В то же время, по мнению руководителя аналитического отдела Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, несмотря на все недостатки, ЭП — машины перспективные, но одновременно очень сложные в эксплуатации. Нужно точно определить сферы их применения, и тогда они будут, безусловно, полезными.

Борис СЕРГЕЕВ.

Справка «НН»

ОАО «Промышленная компания «Гермес-Союз» (Москва) владеет 37,63 процента акций ОАО «Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева», ООО «Ридо» (Санкт-Петербург) — 24,46 процента, ЗАО «Депозитарно-Клиринговая Компания» (Москва) — 13,52 процента, кроме того, 14,99 процента акций ЦКБ, находящихся в госсобственности, было передано в уставный капитал ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (Санкт-Петербург).

Следите за нашими новостями в удобном формате