История создания этого удивительного судна, способного парить над водой и одновременно рассекать волны, известна и в то же время
И у нас, в карельских скалах…
Наш опыт примечателен еще и тем, что нынче производство летающих кораблей (о создании и трудной их судьбе «НН» уже не раз писали) с разным успехом пытаются развернуть на всем постсоветском пространстве. Вот, например, в конце января в СМИ появилась информация, согласно которой пограничная служба ФСБ России намерена создать центр по строительству экранопланов (ЭП) в карельском Петрозаводске.
Вся инфраструктура, подчеркивается в сообщении, будет создаваться практически с нуля. Производство и подготовку техники планируется развернуть на бывшем судостроительном заводе «Авангард». По оценке военных специалистов, здешний климат позволит проводить испытания новых кораблей круглогодично.
По данным карельских СМИ, в настоящее время в Петрозаводске ведется достройка экраноплана
После того как
Теперь и в Иране
Корабли, плывущие по волнам и парящие в небе, сегодня реально существуют. Однако еще
Как известно, активная работа над экранопланами в СССР началась с
Военная мощь Советского Союза держалась в том числе и на детищах Алексеева: наши ЭП представляли собой грозную силу, которая могла атаковать противника практически отовсюду. В те времена западные страны очень завидовали нашим разработкам в этой отрасли, так как ничего подобного у них не было. И лишь в
— Гражданские экранопланы были разработаны в конце
С мыслью о небе
Почему ЭП не были массово внедрены в гражданской сфере? Почему ЦКБ им. Р.Алексеева в своем нынешнем виде пока что не готово в полной мере обеспечить страну своей продукцией? На этот счет существуют две диаметрально противоположные версии. Согласно первой из них, на предприятии уже лет десять нет четкого системного планирования, основная
Вторая версия гласит, что новый совет директоров ЦКБ в настоящее время разрабатывает программу строительства ЭП до 2020 года. Общая сумма необходимых инвестиций в данный проект, по оценкам экспертов, составляет минимум миллиард рублей. Не исключено, что придется задействовать и механизм
Но, с другой стороны, если брать во внимание первоначальную функцию ЭП как боевого корабля, то военным самое время обратиться к опыту нашего ЦКБ. Тем более что вся документация на предприятии сохранилась, равно как есть и возможности для сборки и пилотных испытаний ЭП следующих поколений.
— Один боевой экраноплан способен нанести противнику немалый урон, — подчеркивает заместитель главного конструктора ЦКБ Александр Голутвин. — Определенные разработки у нас есть, но нужна воля государства. Со своей стороны мы готовы заниматься любой поставленной задачей.
В планах предприятия на 2012 год — разработка и постройка судна на подводных крыльях проекта пассажирской
Скептики тем временем усмехаются: нынешние ЭП не имеют ничего общего с тем, что разрабатывал в свое время Алексеев. Более того, у современных экранопланов есть и ряд недостатков. Главный, по оценкам экспертов, заключается в том, что данные машины являются сложными для пилотирования.
Кроме того, ЭП довольно велик по размерам, при этом не имеет никаких средств ни активной, ни пассивной защиты, что делает аппараты этого типа весьма уязвимыми, их можно вывести из строя противотанковой управляемой ракетой или даже ручным гранатометом. В то же время, по мнению руководителя аналитического отдела Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, несмотря на все недостатки, ЭП — машины перспективные, но одновременно очень сложные в эксплуатации. Нужно точно определить сферы их применения, и тогда они будут, безусловно, полезными.
Борис СЕРГЕЕВ.
Справка «НН»
ОАО «Промышленная компания «Гермес-Союз» (Москва) владеет 37,63 процента акцийОАО «Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева» ,ООО «Ридо» (Санкт-Петербург ) — 24,46 процента,ЗАО «Депозитарно-Клиринговая Компания» (Москва) — 13,52 процента, кроме того, 14,99 процента акций ЦКБ, находящихся в госсобственности, было передано в уставный капиталОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (Санкт-Петербург ).