По улице его который год…

По улице его который год…

Его называли лучшим мелодистом эпохи. Он и вправду был таким: удивительно чутким, талантливым и потрясающе остроумным человеком. И еще он никогда не вписывался ни в какие рамки. Поэтому, вероятно, многие коллеги его не понимали и не принимали. В Нижегородской академической филармонии им. М.Ростроповича прошел вечер музыки Микаэла Таривердиева.

Суровая ирония мгновений

Он жил сам по себе, писал хрупкую и вечную музыку. Дружил с Ахмадулиной и Вознесенским, который посвятил ему стихи, где были строчки про «паническое пианино». Вообще, говорят, жил он красиво, свободно и талантливо. И только в 60 лет узнал, что в стране, оказывается, существуют трудовые книжки.

Такой же красивой и свободной была и его музыка. В то время как вся страна пела его песни из «Иронии судьбы» и «Семнадцати мгновений весны», сам он сочинял еще и инструментальную, в том числе симфоническую, музыку, писал и для органа. Не случайно сейчас даже проводится Международный конкурс органистов его имени. А еще он писал оперы, музыку для балета. На концерте в филармонии впервые в Нижнем прозвучала Сюита из балета Таривердиева «Девушка и Смерть», который в 80-е должны были поставить в Большом театре, но из-за внутренних театральных разборок его сняли за десять дней до премьеры. Для композитора это было ударом.

Платочки белые, глаза печальные

Вдова композитора Вера Гориславовна (на снимке в центре) вспомнила, что 70-летие Микаэл Таривердиев отмечал на нашей сцене. И что он положил начало новому филармоническому абонементу «Музыка в джинсах», в рамках которого, кстати, прошел и нынешний концерт. Специально для участия в этом вечере в Нижний приехал Гайк Казазян — удивительно тонкий, думающий музыкант, исполнивший таривердиевский Концерт для скрипки с оркестром.

А потом пело трио «Меридиан», работавшее с мэтром все последние годы. Звучали «На Тихорецкую», «Мне нравится», «Если у вас нету тети», «Ностальгия по настоящему» и другие музыкальные киношлягеры. А песня «По улице моей» в сопровождении не только гитар, но и саксофона прозвучала как-то особо щемяще.

Через меридианы мандража

— Однажды на концертах Союза композиторов Микаэл Леонович предложил нам поработать с ним, — рассказала «НН» солистка «Меридиана» Надежда Лукашевич. — Это знакомство было очень приятным и в плане человеческого общения. Конечно, поначалу мы находились в состоянии легкого мандража. Спели ему весь наш тогдашний репертуар. И стали участвовать в его авторских концертах, записали диск.

— А каким он был в жизни? Вы общались с ним «вне музыки»?

— Да, и это всегда было очень интересно. Он пригласил нас в Сухуми на свое 50-летие. Он никогда не любил своих дней рождения, но все равно всегда его «раскручивали» на них. Потому что там были Щедрин с Плисецкой, скрипачка Света Безродная — было много людей, и все они его уговаривали. Было очень интересно, весело…

— А как ваше трио живет сегодня?

— Сейчас у нас не так много концертов, как в прежние времена, но мы выступаем — в филармониях, в клубах бардовской песни. По-прежнему живем в Иванове — и поем.

Оксана ЗЕМСКАЯ.

Следите за нашими новостями в удобном формате