Настоящая культурная столица Поволжья

Настоящая культурная столица Поволжья

Завершился марафон культурных событий в рамках программы "Пермь - культурная столица Поволжья-2006". В честь чего в Пермь выезжал традиционный десант журналистов ведущих СМИ региона. Попав в десятку избранных, я в течение трех дней (с 25 по 27 октября) самоотверженно постигала загадку пермской культурной ситуации.
Утром первого же дня мы отправились в кофейню "Валида" - стильное заведение в самом центре города. Зал был уже заполнен местными журналистами, которые с аппетитом поедали что-то вкусное и пили ароматный дымящийся кофе. В Перми вообще патологически много кофеен - почти как в Вене. Правда, выяснить, являются ли пермские кофейни, подобно австрийским, местами сбора интеллигенции, мы не успели. Зато узнали, что в упомянутой "Валиде" каждую среду собирают журналистов и помимо угощения предоставляют им возможность общаться с деятелями культуры. Приятно, что эти встречи, по словам исполнительной дирекции пермской "Культурной столицы", выросли из нижегородских "Встреч с культуртрегером" (помните, в "Золотой вилке"?), и ужасно грустно, что у нас таковые благополучно заглохли. Массив культурных событий, ожидаемых в течение нескольких ближайших дней и проанонсированных в "Валиде" лично министром культуры, ошарашил даже нижегородцев, привычных к насыщенной жизни: театральные премьеры, конференции, акции, презентации... Поэтому весь этот день мы в бешеном темпе бегали по городу, а вечером разделились на три группы. Но об этом чуть позже.
Итак, сразу после пресс-кафе мы отправились в кукольный театр, где отсмотрели некоторых победителей открытого фестиваля детских театров. Актеры (в возрасте от детсада до техникума) были великолепны, играли с огромной искренностью и удовольствием, с абсолютной органикой. В течение пары часов мы увидели историю про скрипочку, инсценировку библейского "Исхода" и чеховский "Юбилей", а затем с сожалением сменили кукольный театр на пространства роскошного торгового центра "Колизей".
Там, в рамках проекта "Картина в витрине", проходил "Театр художника". В данном случае театр устраивал художник Юрий Лапшин. Специальная гражданка с микрофоном зазывала ничего не подозревающих посетителей, и желающие вносили свой вклад в радостное разрисовывание трех специально заготовленных холстов (потом эти холсты кому-то прилюдно подарили на завершающем мероприятии марафона). Посмотрев на этот праздник жизни в течение десяти минут, приезжие журналисты отправились за покупками в книжный салон на первом этаже "Колизея" и провели там время весьма плодотворно. Затем был киноцентр "Премьер" - шикарный мультиплекс с тремя залами... на тридцать мест каждый. Говорят, выстроенный на муниципальные деньги. Глядя на афиши "Премьера" ("Газовый свет", "Изображая жертву", Тарковский, Неделя финского кино и так далее и тому подобное), многие исходили слюной... а некоторые поздним вечером таки посетили киноцентр еще раз. Само собой, при столь малом количестве посадочных мест и низких ценах на билеты эта красотища совершенно не окупается, но поддерживается с целью удовлетворения культурного спроса пермяков. Невероятно! Нам в "Премьере" показали премьеру фильма "Осоргин. Послесловие к жизни...", посвященного памяти писателя Михаила Осоргина (родившегося в Перми и в 1922 году высланного из России на печально известном "философском пароходе"). Фильм показался любительской поделкой, но в любом случае факт активной реанимации патриотической памяти вызывает лишь аплодисменты. Интересно, когда в Нижнем Новгороде наряду с Чкаловым, Горьким и Мининым с Пожарским увековечат еще какоголибо нижегородского героя? (Чебурашка не в счет.) Уже упоминавшееся разделение журналистского десанта на три группы произошло по причине одновременности трех значительных мероприятий: премьеры спектакля "Свадьба Фигаро" в пермском драмтеатре, премьеры балета "Балда" в постановке Владимира Васильева и презентации проекта Сергея Тетерина "Мобильный аватар Энди Уорхола" в "Валиде".
Как человек с академическим музыкальным образованием, я выпросила билет на "Балду"... и в качестве бонуса получила творческий вечер Васильева.
Пермь - город с давними и крепкими оперно-балетными традициями. Публика там просвещенная, интеллигентная и балет очень любит. Так что зал был полон, и несмотря на то, что творческий вечер Васильева представлял собой всего лишь показ кинофрагментов васильевских выступлений (правда, комментируемых лично "живой легендой"), аплодисменты практически не смолкали. Балет "Балда" на музыку Шостаковича оказался изящной и эффектной юмористической штучкой с невероятно смешными персонажами, с множеством характерных танцев. На таком спектакле не заскучают ни дети, ни взрослые.
Вечером мы поделились впечатлениями. Товарищи по цеху, побывавшие в драмтеатре, были озадачены "морской" символикой, плотно окружившей Фигаро (особенно - являющимися ближе к концу действия четырьмя водолазами). Те, кто отправился в "Валиду", приятно провели время и развлекались тем, что отправляли SMS-сообщения королю поп-арта (Энди умер, но дух его живет) и получали от него ответы, порой попадающие в самую точку.
На следующий день журналистов разделили на "тройки" и отправили в точки роста - диагностировать динамику этого самого роста.
В данном значении "точка роста" означает "структуры или явления, изменяющие культурную ситуацию", и таковых в Перми было выбрано целых шесть, в частности музей ГУЛАГа "Пермь-36", кофейня "Валида", театр моды и галерея "VideoТочка". Мне выпало идти в последнюю.
"VideoТочка" - галерея видеоарта, организованная известным медиахудожником Сергеем Тетериным - интересовала меня еще с весны. Увы, реальность оказалась печальной. Вечером 26 октября показ великолепной программы (фильмы - финалисты международного фестиваля "Izolenta") оказался последней акцией в рамках работы галереи. "VideoТочка" размещалась в одном из помещений выставочного зала наподобие нижегородского ГВК, и срок аренды подошел к концу. Героические усилия Тетерина, насаждавшего в Перми видеоарт (очень увлекательная вещь, между прочим!), имели весьма переменный успех, и даже "Izolenta" собрала дай-то бог полтора десятка позевывающих зрителей.
Еще в программе марафона было торжественное шоу концертнопоздравительно-завершающего характера, знакомство с пермским городским журналом о культуре "Шпиль", "Ночь посланий" с фейерверком и непременный семинар - что нормально и правильно, потому что журналист есть посредник между событием и публикой, и если не будет журналиста - как бы не будет и события. В общественном сознании, в смысле. Но обо всем этом - в следующий раз. Программа "Культурная столица Поволжья" подошла к своему завершению по чисто объективным причинам. Между тем пермские чиновники подхватили пошатнувшееся было знамя. "Культурная столица" будет реализована в масштабах Пермского края, причем столиц будет три - большой город, маленький город и село. По всем трем субъектам будет проведен грантовый конкурс, финансируемый властями и представителями бизнес-структур. Видимо, пермяки отдают себе полный отчет о выгодах, которые может принести грамотная работа с культурными рычагами, и - не будем раскрывать секретов - именно с культурных инициатив начались крупные международные проекты пермских бизнесменов. Вот и отгадка пермской культурной ситуации. Каков контраст с нижегородскими властями, в упор проигнорировавшими программу...
Мария ФЕДОТОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате