Престиж — понятие вечное, и от времени зависит лишь его внешняя оболочка. Так, раньше было статусно иметь черную «Волгу» и возить своего ребенка в школу № 13. Теперь же для собственной значимости родителям необходимо оплачивать обучение своих отпрысков в частной школе и владеть «Лексусом» или «Крайслером». Однако обладание местечком для себя или своих близких на приличном кладбище неподалеку от дома остается престижным вне времени.
Но, как известно, в Нижнем Новгороде большинство кладбищ являются официально закрытыми. Поэтому за обретение комфортабельного последнего приюта граждане готовы платить. По закону рынка спрос порождает предложение, и продавцы от погоста торгуют могилками
От окон до земли
В знаменитом фильме Никиты Михалкова «12», в котором раскрывается сущность современных российских нравов, директор кладбища предстает перед зрителем весьма состоятельным господином, который от избытка своих сомнительных доходов построил и оборудовал целую школу. Наш герой — тридцативосьмилетний бывший предприниматель,
Официально заведующий не имеет недвижимости и ездит на «Жигулях». Но, проработав в своей должности всего полтора года, он уже попал в поле зрения полиции. Правоохранители задумали поймать его с поличным на продаже местечка под могилку. Одному из оперативников была придумана соответствующая легенда, и его отправили на встречу с начальником кладбища.
Надо сказать, что данное кладбище, которое расположено в Нижегородском районе (на улице Овражной близ Высоковской церкви), весьма невелико и является закрытым. Это означает, что зона захоронений его уже использована. Но на его территории разрешается хоронить в родственные могилы. А вот «новеньких» покойников, не имевших ранее здесь могилок своих близких, можно хоронить только по разрешению директора МП «КРУН» и по письменному ходатайству высших должностных лиц государственных органов и муниципальных учреждений города и области. При этом под данное захоронение должна быть изыскана свободная площадь. Но, как потом поведает уже подследственный начальник кладбища, таких разрешений за период его заведования на «Высоковском» ни разу не выдавалось.
Король безмолвия
По его словам, работал он на кладбище практически в полном одиночестве, без подчиненных. Если на других кладбищах в штате есть землекопы и рабочие по благоустройству, которые подчиняются заведующему кладбищем, то у него таких работников не было. Для рытья могил директор приглашал землекопа с близлежащего кладбища «Марьина роща». Граждане по всем вопросам обращались к заведующему лично — объявления с номером мобильника заведующего развешаны на кладбищенском заборе. У начальника на кладбище не было даже служебного помещения, а с документами он занимался в церковной подсобке, где его приютил настоятель храма.
Итак, официальная процедура захоронений на «Высоковском» в родственные могилы была такова. Заведующему звонил хозяин имеющейся на кладбище могилы, который потом приносил свидетельство о предыдущем захоронении, а также свой паспорт и свидетельство о смерти вновь умершего родственника. Все эти документы должны были представляться в подлиннике. Бывало, что близкие ныне умершего теряли ранее выданные им удостоверения о предыдущем захоронении. В таких случаях, прежде чем хоронить, управляющий кладбищем спрашивал с них свидетельство о смерти и составлял копию удостоверения. Затем заведующий с клиентом шел к указанной оградке и убеждался, что все соответствует документам. Далее хозяин кладбища показывал клиенту прейскурант на рытье могилы и установку креста. Официальный тариф на Высоковском кладбище за рытье могилы составляет 3140 рублей, установка креста стоит 265 рублей. Цена может чуть варьироваться в зависимости от размеров могилы и от того, для взрослого человека она роется или для ребенка.
По санитарным нормам для Высоковского кладбища при «подселении» с момента предыдущих похорон должно пройти не менее 20 лет. А при захоронении в родственную ограду, в рядом вырытую могилу, расстояние между холмиками должно быть не менее одного метра.
Запачкался
Итак, по оперативной легенде, у клиента, обратившегося к нашему заведующему, умерла любимая бабушка и он очень хотел похоронить ее именно на «Высоковском» кладбище, хотя родных могилок здесь не было.
На руках у «внучка» было свидетельство о смерти «бабули». Как следует из материалов дела, сообразив, что клиент имеет твердое намерение упокоить родственницу именно на подведомственной ему территории, начальник погоста умолчал о необходимости получения разрешения от директора МП «КРУН».
По всем правилам он обязан был это сделать. Вместо этого он озвучил цену вопроса — 15 тысяч рублей. Клиент согласился, и заведующий приступил к оформлению документов. Передача денег состоялась в церковной подсобке, и сразу после этого оперативники раскрыли свои карты и задержали заведующего. Руки кладбищенского начальника «светились» специальной краской, которой полицейские пометили деньги.
В действиях пойманного с поличным усматриваются признаки состава преступления, попадающие под статью 204, ч. 3 УК РФ «Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, денег за совершение действий в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением».
Поначалу на допросах подследственный отрицал факт получения подкупа, придумав историю про то, как оперативники нашли меченые деньги в кармане чужой куртки, висевшей на вешалке в подсобке. Зеленое свечение своих ладоней он объяснил тем, что брал из рук «внука» документы.
Однако спустя некоторое время подследственный был вынужден изменить показания, когда узнал, что оперативники прослушивали его телефонные разговоры. От такого доказательства отвертеться было сложно.
На сегодняшний момент заведующий кладбищем свою вину признал. По ныне действующему УК ему грозит штраф в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Как вариант — принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы подкупа.
Случай не единичный
Между тем в этом месяце уголовное дело по той же статье «Коммерческий подкуп» было возбуждено и в отношении
«Березовая Пойма», что находится в Московском районе. Мужчина был задержан при получении 8,5 тысячи рублей за выдачу места для захоронения. Сейчас следствие по делу продолжается.
Кроме того, в настоящее время у нижегородских правоохранителей также находятся на рассмотрении материалы по
Правда, здесь фигурант не является официальным сотрудником ритуальной системы. Задержанный в ходе
Ольга МАКАРОВА.
(Автор благодарит за помощь при работе над материалом следователя по ОВД СЧ СУ Управления МВД России по городу Нижнему Новгороду капитана юстиции Юлию Цареву.)
Справка «НН»
В настоящее время открытыми являются только три кладбища:
«Ново-Стригинское» (Автозаводский район),«Ново-Сормовское» (Сормовский район) и «Нижегородское» (Кстовский район).