Вчера ему исполнилось 60 лет. Гордится, что принадлежит племени" вачкасов - родился в Вачском районе, в семье технических работников тамошнего главного завода "Труд", учился у хороших педагогов райцентровской школы.
Особенно любил литературу и русский язык, прилично писал сочинения и мечтал стать журналистом. Не получилось: недобрал один балл при поступлении в Мордовский госуниверситет. Закончил истфил ГГУ им. Н.И.Лобачевского. Вачского райкома комсомола начал активную трудовую жизнь, дослужился до должности первого секретаря, о чем вспоминает как о бесценном опыте работы с людьми, доброму. Потом - ступеньки типичного в те годы активного общественного человека: райком партии, идеологический отдел, лекторская группа обкома, в конце восьмидесятых - участие в разработке программы экономического реформирования области. Август 1991-го встретил будучи отпуске. И это, как говорят, все о нем - Валерии Александровиче Бородине, возглавляющем сейчас сводно-аналитическое управление областного министерства государственного имущества и земельных ресурсов, кандидате экономических наук.
А каково было ваше состояние, - спросил юбиляра, - когда вернулись из отпуска, собственно, в другую страну? Ведь многие партийные и советские работники в ту пору растерялись перед совершенно новыми реалиями.
Состояние понятное. Но сказать, чтобы опустил руки, могу. После некоторых колебаний встретился с Василием Михайловичем Шупыро, он был назначен тогда председателем комитета по управлению государственным имуществом. Служба его только начинала укомплектовываться кадрами. Мы хорошо знали друг друга, и он, показав мне штатное расписание, предложил: "Выбирай любую должность". Так я стал начальником информационного отдела. Все, конечно, было внове. Успокаивало одно: и здесь предстояла работа с людьми, связь с районами, в чем уже имел определенный опыт. Важно было сформировать отдел, наполнить структуры сильными по профессиональным качествам работниками, порядочными.
- А потом пришлось участвовать в упоминаемой теперь недобрым словом приватизации?
- В первые ее месяцы, честно говоря, не знали, как действовать. Нужна была юридическая база. Стали разрабатывать методики и порядок проведения приватизации, объяснять, что к чему. Первыми выставили на продажу считавшиеся богатыми, а на самом деле старые деревянные, пропахшие мышами государственные дачи в Зеленом Городе, Борский силикатный завод, Сергачский сахарный... Это было в качестве пробы. Все стало "устаканиваться" после января 1992 года, когда в Нижнем побывал Ельцин и подписал распоряжение о проведении приватизации по местным нормативам и была разработана ее программа, а в районах созданы комитеты по управлению муниципальным имуществом. Установили последовательность в этом деле - начинать с торговли, бытового обслуживания, транспорта. Дальше - реорганизация крупных строительных трестов, управлений и солидных предприятий. Подоспел и жесткий президентский указ, который обязывал руководителей в течение месяца создать у себя комиссии по приватизации, составить конкретные планы и осуществить акционирование предприятий. Если не выполнишь это, лишишься должности...
- И лишались?
- Было. Но появилась возможность самим руководителям предприятий стать скупщиками ваучеров, собственниками имущества... Да и решалась в тот период задача далеко не экономическая, а политическая. В принципе и с 1994 года, несмотря уже на выверенность, продажу акций за деньги, имущество-то оценивалось по балансовой стоимости, а не по рыночной, как сейчас, и скупалось не по реальной цене. Так было до конца прошлого столетия.
- Валерий Александрович, а лично вы как ориентировались в таких условиях, как-то "ломали" себя? Подходы-то в работе все более усложнялись...
- Откровенно скажу, заставлял себя заниматься внутренней переподготовкой, перестраиваться не только психологически. Чтобы уметь разбираться в юридических тонкостях, а они в нашем деле сплошь и рядом, поступил в ВЮЗИ. Окончил Волго-Вятскую академию государственной службы, в ней же защитил кандидатскую диссертацию по профилю сегодняшней своей работы. В этой академии еще и преподаю, пишу книги, учебники.
Вот один из них, созданный в соавторстве, называется "Государственное управление собственностью".
- У вашего управления солидное название, обязывающее заниматься многими вопросами, касающимися имущества.
- Да, они связаны с управлением государственным имуществом, разработкой долгосрочной стратегии развития собственности области, кадровым обеспечением, планированием, анализом в нашей сфере деятельности, подготовкой материалов для законодательных и исполнительных органов власти... Теперь подключились и к земельному делу.
- После принятия Земельного кодекса?
- Понимаете, ведь решая имущественные вопросы, допустим, с предпринимателями, так или иначе сталкиваешься с землей. Любой объект стоит на ней. Трудно идет эта работа. Наше министерство, чтобы помочь муниципальным органам, стало заниматься договорами на аренду земли с площадями от двух соток. Именно помочь, а не ущемлять их. Как еще бытует мнение: деньги-то за эту аренду все равно остаются в районах. Важно, чтобы земля как государственный ресурс работала на бюджеты. А у нас в области к 2005 году было накоплено из-за неисполнения договорных обязательств долгов на сумму около миллиарда рублей. Сейчас они значительно сокращены. Но есть немало и предприятий-банкротов - с них взять нечего.
- Валерий Александрович, при губернаторе области действует инвестиционный совет. Какова роль вашего министерства в реализации инвестиционных проектов?
- Речь идет о миллиардах инвестиционных рублей. И под каждый проект, естественно, нужна земля. Наша задача - своевременно найти ее и непременно если уж не в черте Нижнего Новгорода, то хотя бы поближе к нему, в пригородных районах. Занимаемся этим вместе с министерством инвестиционной политики и сельского хозяйства. Земля, как правило, сельскохозяйственного назначения. Приходится добиваться перевода ее в иные категории.
- Все, что касается управления имуществом, дело довольно щекотливое, порой болезненное. Одними действиями сверху, наверное, не обойтись?
Как, скажем, без них провести очень серьезную работу по передаче муниципального имущества в ведение органов местного самоуправления? Да еще грамотно перераспределить это имущество между поселениями... Во-вторых, непосредственно на предприятиях стали понимать, насколько важно организовать свою соответствующую службу по собственности. И это считаю еще одним крупным достижением.
У нас в государственной собственности находится 628 учреждений, которым имущество передано в оперативное управление. Здесь глаз да глаз нужен, чтобы оно использовалось по назначению. Не всегда прямое государственное администрирование в управлении имуществом дает положительный результат в отношениях с государственными унитарными предприятиями, акционерными обществами, треть из которых находится в стадии банкротства или ликвидации. А с января будущего года в той или иной степени придется вплотную заниматься лесными ресурсами... Конечно, все это грамотно не осилить без знающих свое дело кадров. Именно из таковых состоит коллектив нашего министерства. Постоянно ведем переподготовку профессионалов, людей, с внутренним совестливым законом. Но, замечу, кадровую систему надо совершенствовать. Думаю, не только в нашей службе.
- С юбилеем вас, Валерий Александрович. Пусть, как и всегда, вас окружают хорошие, порядочные люди, а дело, которым вы занимаетесь, идет на пользу не просто в целом обществу, области, а каждому отдельно взятому нижегородцу. Беседовал Анатолий УДАЛОВ.