Александр СКУЛЬСКИЙ:«В Книгу рекордов записывать рано»

Александр СКУЛЬСКИЙ:«В Книгу рекордов записывать рано»

Для своего дебюта с симфоническим оркестром тогда еще Горьковской филармонии выпускник консерватории Александр Скульский выбрал Рихарда Вагнера — поступок, в те времена весьма дерзкий и для маститого дирижера. С тех пор прошло много лет. И вот 12 апреля народный артист России маэстро Скульский отмечает семидесятилетний юбилей.

Счет идет на тысячи

— С Вагнера началась ваша «совместная» жизнь с оркестром, продолжающаяся не один десяток лет. Друг другу не надоели?

— Хотелось бы верить в это! Правда, история знает немало примеров, когда дирижеры вынуждены были расставаться со своими коллективами: например, Тосканини, Караян, Светланов. Не избежал этой участи в свое время и художественный руководитель нашего оркестра Израиль Борисович Гусман.

— За долгую творческую жизнь вы исполнили почти две тысячи программ, провели свыше двухсот премьер произведений композиторов ХХ столетия. Ваше имя впору заносить в Книгу рекордов Гиннесса.

— Пока еще рано (улыбается), но в моем репертуаре действительно все симфонии Бетховена, Шумана, Брамса, Чайковского, Рахманинова, Скрябина, многие произведения Баха, Моцарта, Гайдна, симфонии Малера, Брукнера, Хиндемита, Онеггера. Продирижировал практически всего Брамса, почти все оркестровые произведения Бетховена. Но это нельзя рассматривать только как мою личную заслугу. Обширный перечень произведений свидетельствует о больших возможностях оркестра, которым руковожу.

Дома — лучше!

— Вместе с оркестром вы побывали во многих европейских странах: от Скандинавии до Португалии, недавно вернулись из Германии, где выступаете довольно часто…

— Я придаю большое значение гастрольной практике. Например, на выезде мы представляем репертуар, который в силу разных причин не всегда можем исполнить дома.

— Западная публика отличается чем-то от русской, нашей нижегородской?

— Для европейского слушателя посещение концерта академической музыки скорее выход в свет. Для русской, нижегородской публики это праздник души. Когда концертмейстер Татьяна Чикалова первой появляется на сцене, а за ней и другие музыканты, зал взрывается аплодисментами. Оркестр не сыграл еще ни одной ноты, а зрители уже выражают свою любовь к артистам. Публика Кремлевского зала взыскательна, компетентна и доброжелательна.
Наверное, в этом есть и наша заслуга: такими слушатели стали от встречи с музыкой. Ее задача, как подчеркивал композитор Микаэл Таривердиев, «такая же, как и у религии: она должна напоминать о том, что гармония в жизни все-таки существует».

— Как отметите юбилей?

— За дирижерским пультом — циклом программ, которые подготовил к этому знаменательному событию.

Владимир ШЛЫКОВ.

Следите за нашими новостями в удобном формате