Попали в козыри

Попали в козыри

Сейчас может случиться и такое: посредством банкомата сняли где-нибудь в городе Урюпинске со счета нижегородца всю зарплату, а банк умывает руки: разбирайтесь, дескать, как вы их проворонили.

Один к двумстам

Недавно Следственный департамент МВД России закончил расследование первого в России уголовного дела о «фишинге» — так называется один из видов мошенничества с банковскими карточками граждан. Обвиняемые обманули более 140 граждан из 46 регионов России и завладели их средствами на общую сумму около 13 миллионов рублей.

Жители Нижегородской области тоже не раз становились жертвами мошенников, которые забирались к ним в электронные кошельки. «НН» об этом рассказывали и, может быть, сообщат о результатах расследования, которое проводят правоохранительные органы. О том, что у них есть возможность распутывать и такие высокотехнологичные кражи, свидетельствует раскрытое ими дело целой преступной группы, действовавшей в Кстове. Пострадавших здесь тоже оказалось немало, только вот еще вопрос, смогут ли они вернуть потерянные деньги?

К сожалению, эта проблема является актуальной не только для Нижнего Новгорода, считает начальник управления банковских продуктов РОСГОССТРАХ банка Альберт Звездочкин.

— У среднего держателя счета потенциальная возможность стать пострадавшим — один к двумстам. Это больше, чем вероятность множества других напастей, которые, например, покрываются страховыми компаниями, — уверяет доктор экономических наук, профессор Артем Генкин.
Почему не случайно и появились в Госдуме поправки в Гражданский и Уголовный кодексы, которые призваны уберечь деньги граждан от проходимцев.

Клиент получит сполна

«Банк несет ответственность перед клиентом за списание денежных средств со счета по распоряжению неуполномоченного лица в размере списанной суммы и процентов, установленных пунктом 1 статьи 852 настоящего Кодекса, и в том случае, когда банк не мог установить, что распоряжение выдано неуполномоченным лицом», — утверждает новый законопроект.

В переводе с чиновничьего на русский язык это значит: банк сам обязан разбираться, кому ушли деньги. А клиент должен получить все сполна. Ему вменяется в обязанность «действовать с необходимой осмотрительностью и заботливостью, чтобы не допустить распоряжения денежными средствами неуполномоченными лицами».

Суд вправе уменьшить размер возмещаемых убытков, но только в случае, если банк докажет: клиент не был достаточно осмотрителен. Несомненно, банк должен развивать систему безопасности, чтобы тем самым защитить своих клиентов.

— Банк должен стараться информировать своих клиентов о правильном использовании банковской карты, — считает Альберт Звездочкин, — чтобы избежать практически всех неприятностей: не сообщать никому ПИН-код, не реагировать на СМС- или электронные рассылки с целью уточнения реквизитов карты, состояния счета либо другой конфиденциальной информации, не пользоваться картой в сомнительных магазинах и ни в коем случае не высылать копию лицевой и обратной стороны банковской карты. Сегодня на некоторых сайтах безопасность платежей обеспечивается использованием технологии 3D Secure, которая добавляет дополнительный шаг авторизации пользователя при оплате покупки в интернет-магазине. Но, главное, не стоит забывать, что при каждом случае мошенничества или хакерской атаки ущерб наносится не только клиенту, но и самому банку.

Елена КУЛЬЧИЦКАЯ.

Кстати

В первом квартале совокупный объем портфеля российских кредитных карт достиг 422,9 миллиарда рублей.

По данным Центрального банка России, в стране установлено 155 тысяч банкоматов.

Следите за нашими новостями в удобном формате