Угодили во «вне игры»

Угодили во «вне игры»

«Матч». Россия, 2012. Режиссер Андрей Малюков. В ролях: Сергей Безруков, Елизавета Боярская, Екатерина Климова, Станислав Боклан, Остап Ступка, Александр Кобзарь, Петар Зекавица.

Во имя чего?

По легенде, в 1942 году футболисты киевского «Динамо» отказались проиграть матч фашистам в оккупированной украинской столице, за что впоследствии были уничтожены в лагерях. Достоверной связи между гибелью спортсменов и той футбольной победой нет, но сюжет, взятый на вооружение автором первой части «Мы из будущего», что ни говорите, сильный. Вымысел в подобном случае неизбежен — вопрос лишь в том, в какую сторону его направить.

В центре сюжета — вратарь и капитан команды Николай Раневич (прототипа звали Трусевич). Команда «Старт», сформированная ради развлечения немцев и состоявшая в основном из динамовцев, выигрывает с разгромным счетом у всех соперников, представляющих новую власть, — грубо говоря, у «полицаев». По фильму, волны от духоподъемной игры киевлян дошли чуть ли не до Гитлера, и футбольные успехи стали едва ли не предвестником Победы…

Вот только этот красивый основной мотив тонет в какофонии второстепенных. Совсем не ради чести страны и поднятия духа народа играют герои, и даже не из спортивного упрямства. Елизавета Боярская — вот главный приз, вожделенный кубок, который разыгрывается на экране. Любовная линия почти всегда вплетается в исторические кинополотна, вопрос лишь в чувстве меры. И когда романтическое раздевание занимает столько же времени,
сколько вынесенное в название событие, это вызывает недоумение.

Ударов много, попаданий мало

Собственно, тем на экране несколько: жизнь в оккупации; предательство отдельных киевлян; трагические судьбы еврейских семей… Все сюжетные линии воедино призвана связать опять же вездесущая героиня Боярской, но роль эта настолько искусственная, что все линии расползаются или обрываются в самый неожиданный момент.

Так, скрывающийся от фашистов сосед героя, у которого семья погибла в Бабьем Яре, находит самое «укромное» место — стадион, прикидываясь одновременно поляком и футболистом, хотя, очевидно, не является ни тем, ни другим. А его маленькая сестра фантастическим образом сбегает от расправы прямо на глазах у немцев. Полфильма зритель ждет судьбоносной встречи спасшихся брата и сестры, но тщетно. И таких напрашивающихся, но так и не состоявшихся «ударных сцен» полно. Очень многообещающей кажется история медсестры, ставшей свидетельницей зверства фашистов, а затем любовницей немецкого офицера. Так и ждешь разоблачения в ней этакой Любки Шевцовой, ан нет — и эта заявка на острый конфликт оборачивается пшиком!

То, как именно показаны самые жуткие моменты, тоже вызывает вопросы. Массовые убийства или взрывы на экране до того красивы и поэтичны, что утрачивается чувство подлинности происходящего: неправдиво, а потому почти не страшно…

Лучшее же, что есть в картине и что делает ее ценной, несмотря на все несуразности, — это Сергей Безруков. Все-таки не отнять у этого, пусть до неприличия растиражированного артиста дара создавать в кадре напряжение в несколько сотен вольт и быть пронзительным до мурашек.

Следите за нашими новостями в удобном формате