Исправители дошкольных душ

Исправители дошкольных душ

Заранее вычислить и устранить все негативные внутренние факторы поведения, ни много ни мало запрограммировав кроху на стопроцентную дальнейшую успеваемость в школе… Оказывается, нет ничего проще! Недешевую услугу в преддверии нового учебного года нижегородским родителям берутся оказать новоявленные центры психологической диагностики.

За закрытыми дверями

Что именно подвигнуло нижегородку Ирину Городову привести своего сынишку Ваню в центр интеллектуальной диагностики, женщина ответить затрудняется. «Наверное, черт попутал», — вздыхает молодая мама, некогда отправившаяся со своим 7-летним ребенком в одно из новомодных нижегородских учреждений, о котором узнала в Интернете.

Сеть буквально кишит всевозможными ссылками об открытии новых центров интеллектуальной диагностики и психологической помощи детям, — рассказывает Ирина. — А сейчас незадолго до учебного года там столько скидок и акций на всякие экспресс-диагностики готовности ребенка к школе и записаться можно в любое удобное время, да еще и цена на 40 процентов ниже обычного…

На одно из таких объявлений Ирина и купилась. Прежде сомневаться в способностях своего ребенка маме даже в голову не приходило — мальчик, в отличие от многих сверстников, уже знал прописные буквы и бегло читал, поэтому женщина всерьез подумывала над тем, чтобы отдать сынишку в престижный класс, но, как говорится, не тут-то было.

— В диагностический центр мы пришли в один из воскресных дней, предварительно записавшись на консультацию по телефону, — продолжает нижегородка.

— Встретили нас очень доброжелательно, однако педагог-консультант почему-то сразу настояла на беседе с сыном за закрытыми дверями, наедине. Мол, так ребенок не будет отвлекаться, максимально раскроется…
Через 20 минут «максимально раскрывшийся» Ваня как ни в чем не бывало вышел из кабинета, а вот маму мальчика ждали отнюдь не радующие результаты.

Подтянут за уши, только плати

— Каких только умных терминов мне психолог не наговорила, — продолжает Ирина Городова. — Тем не менее общий смысл был таков: ребенок к школе на данный момент не готов, а виной тому его заметно подкосившееся психологическое здоровье! С таким внутренним настроем сын за своими однокашниками точно успевать не сможет, однако до начала учебного года остается еще четыре с лишним месяца, за которые мальчик сможет подтянуться, если будет посещать в центре специализированные групповые и индивидуальные занятия.

Понятно, что дальнейшее развитие событий приобрело сугубо финансовый поворот. Заметим, что проведенная с Ваней 20-минутная беседа и так обошлась маме в 600 рублей. Полный же курс вышеупомянутых групповых и индивидуальных занятий с периодичностью два раза в неделю и вовсе потянул на месячную зарплату женщины, составив в итоге около 20 тысяч рублей.

Примерный список расценок таков: два занятия в неделю общей продолжительностью в 90 минут обойдутся родителям в 1500 рублей, при этом, в чем конкретно заключается суть обучающей методики, новоявленные специалисты почему-то предпочитают умалчивать.

— Вам что важно: результат или методика, в которой может разобраться только специалист, — с ходу заявили корреспонденту «НН» в одном из центров психологической диагностики. — В каждом случае она определяется сугубо индивидуально в зависимости от психологических особенностей развития ребенка.

И как ни пытались мы выудить хотя бы самые примитивные, а главное, конкретные способы этих самых методик (может быть, рисование, чтение, изучение тех или иных изображений), сам процесс занятий так и остался для нас загадкой…

Доценты с кандидатами

— Диагностика позволяет выявить характеристики интеллекта, особенности внимания, памяти, скорости обработки информации, особенности личности и уровня тревожности ребенка, а также общего фона настроения и самочувствия, — заученными фразами поведали «НН» в другом специализированном центре Нижнего Новгорода. — По результатам диагностики мы выдаем подробное письменное заключение и рекомендации. При этом у нас работают лучшие специалисты, включая доцента педагогических наук…

Последняя фраза уже дает повод усомниться в квалификации этого центра хотя бы потому, что «доцентов педагогических наук» в природе не существует. Бывают доценты, кандидаты наук.

Но продолжим. В этом центре главным условием дальнейшей успеваемости малыша, со слов его специалистов, стало отнюдь не его психологическое состояние, а умение читать, причем обучиться так называемому осознанному чтению ребенок самостоятельно не может — позарез как нужна помощь взрослых!

— Кроме того, необходима способность к различению ударных и безударных гласных, согласных звуков, к составлению схем слов. Параллельно ведется работа по развитию речи ребенка, дети учатся различать слово, предложение, текст, составляют рассказы по картинке, — убеждали в диагностическом центре.

Стоит ли говорить, что в третьем подобном учреждении ставку решили сделать уже на… коммуникативность дошкольника: мол, только умение общаться и быстро находить общий язык со своими сверстниками является залогом дальнейших школьных успехов, вероятность которых нам стопроцентно гарантируют.

Ничего личного — бизнес…

А вот профессионалы в чистоте намерений своих горе-коллег сомневаются.

— В сфере психологии я работаю больше 15 лет, поэтому с уверенностью могу сказать, что все эти якобы экспресс-диагностики дальнейшей успеваемости — чистой воды вымогательство, а если говорить грубо — «разводилово» на деньги, — уверена нижегородский психолог Наталья Осминина. —
Вообще сделать какие-либо прогнозы относительно конкретного ребенка практически нереально, ведь определяется дальнейшая успеваемость не только практическими навыками дошкольника, особенностями его развития и умением быстро или медленно усваивать новый образовательный материал. Огромную роль играет, скажем, его гормональный фон, запрограммировать который невозможно!

С определенной долей скептицизма относятся к подобной практике и специалисты Нижегородского института развития образования (НИРО).

— Что я могу сказать: это бизнес и довольно неплохой способ зарабатывания денег, — говорит старший преподаватель кафедры психологии НИРО Марина Лобанова. — Понимаете, психология — крайне разносторонняя наука, предполагающая комплексное изучение личности не только посредством психологических, но даже и физиологических аспектов, включая, допустим, развитие лобных долей головного мозга, общую координацию ребенка, смену у него зубов, развитие слуха… Только в группе изучив и отследив динамику развития всех этих факторов, а на это потребуется уйма времени, и можно судить о готовности ребенка к школе. При этом тестировать ребенка заранее, без непосредственного его включения в сам образовательный процесс просто невозможно.

Приговор запрограммирован

Если же родители все же решили отвести своего кроху на диагностику, советуем обратить внимание на следующие «звоночки». Желающего подзаработать непрофессионала сразу выдаст фатальность и резкость заключений: ребенок агрессивен, у него наблюдаются отклонения в развитии, он не способен принимать и удерживать учебную задачу, ему необходим курс лечения и т. д. Иными словами, малышу преднамеренно выносится приговор (казнить, нельзя помиловать), изменить который можно только посредством чудодейственного психологического исцеления.

В общении с дошкольником такой псевдоспециалист авторитарен, нередко перебивает, внушая ребенку ту или иную мысль, поэтому родителям во что бы то ни стало необходимо лично присутствовать на консультациях и не оставлять свое чадо наедине с психологом.

Наконец, для вынесения окончательного и бесповоротного диагноза непрофессионалу достаточно всего лишь одной беседы или занятия, после которых мам и пап, собственно, и ставят перед фактом исправительных курсов.

Ирина ДРОНОВА.

Между тем

Как утверждают специалисты, адаптация ребенка к школе напрямую зависит не только от его взаимоотношений со сверстниками и учителями, но и, прежде всего, от степени близости с родителями. Дабы помочь ребенку в первый месяц пребывания в школе и исключить развитие у него так называемого синдрома школьной дезадаптации, чаще обсуждайте с ним следующие вопросы:

— Что изменилось в твоей жизни с момента поступления в школу?

— Как ты думаешь, зачем нужно учиться?

— Где у вас в школе находится ваш класс, столовая, библиотека, медицинский кабинет?

— Как себя нужно вести на переменах и как на уроках?

— Чем ты сегодня занимался в школе?

А как у них?

«Да» и «нет» без вариантов

Диагностика подготовки к систематическому обучению детей очень популярна на Западе. За границей во многих образовательных учреждениях, прежде чем принять ребенка в школу, родителям «претендента» изолированно друг от друга предлагают пройти тест-анкету американских специалистов (Ф. Талд и Л. Беккер) для определения потенциальных способностей малыша. На каждый вопрос необходимо отвечать «да» или «нет».

1) Мой ребенок живой, инициативный, подвижный.

2) Его интересы и увлечения достаточно постоянны.

3) Его заинтересованность уравновешенная.

4) В сравнении со сверстниками проявляет интерес к искусству, литературе, спорту, природе, моделированию, технике.

5) Имеет не больше двух постоянных друзей.

6) Его интересует все загадочное, таинственное, непонятное.

7) Любит много спрашивать, настойчив в достижении подробных ответов.

8) Речь ребенка развита, он имеет большой запас слов.

9) Преимущественно старается найти самостоятельное решение в различных ситуациях.

10) Не успокаивается поверхностными ответами на свои вопросы.

11) Старается придерживаться личного взгляда на разные действия и явления.

12) Обязательно реагирует на все новое.

13) Начатое дело всегда старается довести до конца.

14) В общении отстаивает личное мнение, не признает общепринятых взглядов.

15) В непредвиденных и сложных ситуациях берет на себя роль лидера.

16) Имеет заметную склонность к какому-нибудь виду деятельности или предмету (группе предметов: игрушкам, книжкам и пр.).

17) Настойчивый, упрямый, решительный в достижении желанной цели.

18) Проявляет неприкрытую потребность в поддержке взрослых.

19) Легко находит и всегда имеет достаточно много друзей.

20) Задает много вопросов, преимущественно из круга своих интересов.

21) Для посторонних кажется старше своих лет.

22) Нередко проявляет черты эгоизма и даже беспричинной агрессии.

23) Знает себе цену.

24) Легко и часто отвлекается и оставляет начатое дело (занятие, игру).

25) Почти одинаково интересуется гуманитарными и техническими вопросами.

Итог: если на вопросы 1, 6, 18, 24 вы ответили «да», ваш ребенок в принципе обучаем. При условии отрицательных ответов на вопросы 18, 24, запишите ответы на вопросы 2, 3, 7, 10, 11, 13, 16, 17, 19, 20, 22. Если везде будет «да», есть серьезные основания предполагать, что у ребенка присутствуют способности. Если на остальные вопросы — 4, 5, 8, 9, 12, 14, 15, 21, 23, 25 — ответы положительные, это может свидетельствовать о наличии ярко выраженных способностей и даже одаренности.

Следите за нашими новостями в удобном формате