Не успели мы оплатить услуги психотерапевта, чтобы выветрить из головы дочери всякие «похудательные» глупости, как по почтовым ящикам суют эту напасть, — возмущается рекламным проспектом гипермаркета «РЕАЛ» Ирина Пахомова. — «Комплект для контроля веса «Красивая фигура» в нем назван
Чревато отравлением
…Классический случай тяжелейшего отравления витаминами — гипервитаминоз — описан в дневниках Валериана Альбанова — штурмана российской экспедиции по Северному морскому пути, предпринятой в начале прошлого века на шхуне «Святая Анна» (она стала прототипом шхуны «Святая Мария» из повести Валентина Каверина «Два капитана»).
«Печень белого медведя вредна: у всех так сильно болит голова, что можно подумать, что мы угорели, — пишет полярник. — Во всем теле сильная ломота, и у многих расстройство желудка».
Через полтора — три часа после приема пищи появилась головная боль, рвота, понос, одышка, сердцебиение, светобоязнь, болезненность при движении глазными яблоками. Температура подскочила до 40 °С. Примерно через два дня начала обильно шелушиться и отходить пластами кожа…
Виноватой во всем была печень белого медведя. В одном ее грамме содержится до 20 тысяч МЕ витамина, А (ретинола), а человеческому организму для удовлетворения насущных потребностей достаточно всего 3300 — 3700 МЕ. Одолев порцию в двести — триста граммов, полярник получил дозу ретинола, превышающую норму в сто с лишним раз. Этого более чем достаточно, чтобы вызвать тяжелейшее отравление. Болезнь со сходными симптомами наблюдалась и у потреблявших в пищу печень кита, моржа, тюленя.
Выгоды ради
Почему в отличие от времен оных активнее прочих магазинов формата «у дома» нынче множатся именно аптечные сети?
Сегодня фармацевтическая промышленность наводнила прилавки различными
На Западе торгующую фармацевтическими препаратами розницу называют «дрогери». В России эта ниша только начинает осваиваться, а потому сулит хорошие прибыли. По оценкам специалистов аналитической компании DSM Group, прирост годовых объемов продаж в «аптечном канале» — даже в условиях экономического кризиса! — составлял 15 — 20 процентов. Это выгодный проект, констатирует Александр Козачун, коммерческий директор
Утешает, что, в отличие от западных, в российских дрогери нет лекарственных средств, поскольку для ведения этого бизнеса необходимо получение специальных лицензий. И, как утверждает руководитель
А отличие в чем, спросит иной дотошный читатель.
Три большие разницы
Витамины по своей сути бывают трех видов, рассказывает кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей и клинической фармакологии НГМА Татьяна Канышкина.
— Лечебные витамины — это лекарственные препараты. Примером может служить «Нейромультивит», содержание лекарственных веществ в котором в сто раз превышает суточную потребность человека, и потому без назначения врача его не применяют.
Есть витамины фармакологические: антидоты — лекарственные средства, ослабляющие действие яда на организм. Их используют в реанимации: витамин В6 как антидот при отравлении противопаркинсоническими средствами, а B12 — при отравлении цианидами, — объясняет Татьяна Михайловна. — БАДами называют витамины профилактические. Если человек постоянно пребывает в условиях стресса, их можно пить круглогодично, хотя здоровому достаточно двухмесячного курса весной и осенью. Но, приобретая препарат, надо внимательно читать инструкцию по применению на упаковке, ибо разные фармакологические компании используют разные производные.
К примеру, неочищенная сенна, которую
Биологически активные добавки к пище появились в России лет
— Продажа БАДов в торговом зале гипермаркета — на отдельном стенде или прилавке — вполне допустима, поскольку это такой же пищевой продукт, — утверждает она. — Другое дело, что они должны пройти государственную регистрацию, номер свидетельства которой обычно указывается на этикетке.
Равно как на любом продукте питания должен быть прописан состав продукта, указаны и противопоказания к применению. Разумеется, употреблять их внутрь следует не пригоршнями, а по
Если же в вашем рационе преобладает мясо, вам, может быть, и железа лишнего не надо.
Так почему бы не назвать препараты не
За период «дистанционнной продажи» БАДы себя скомпрометировали, считает Татьяна Буркова. Вот и пытаются таким образом создать им положительную репутацию.
Елена КУЛЬЧИЦКАЯ.
Справка «НН»
Дрогери (drogerie) — этот сетевой формат магазинов появился в Германии в
1970-х годах. Операторами рынка дрогери стали предприниматели, сделавшие ставку на предметы бытовой химии и парфюмерии, высоко востребованные во все времена. В таких магазинах представлены не требующие специальных условий для хранения, к примеру холодильных камер, фармацевтические препараты, хозтовары, бытовая химия.
Мнение
Почему многие препараты, продвигающиеся как
витаминно-минеральные комплексы, сегодня продают со статусом БАДов? Об этом размышляет высокопоставленный чиновник, служащий в государственном предприятии «Нижегородская областная фармация», пожелавший остаться неизвестным:— Как у лекарственных препаратов у этих медикаментов закончились сроки государственной регистрации. И производителю иной раз проще зарегистрировать их как биологически активную добавку. Но как ни крути, БАДы — участвующие в наших обменных процессах искусственно синтезированные витамины и минералы. Да, это не антибиотики. Но утверждать, что они абсолютно безвредны, нельзя: съев упаковку, можно легко получить передозировку, заработать гипервитаминоз с осложнением на
желудочно-кишечный тракт. Ситуация складывается абсурдная: аптеки проверяет Росздравнадзор, а в торговых сетях под видом БАДов вам могут продать все что угодно. Мое субъективное мнение: в российском законодательстве сегодня возникла брешь, и этим многие пользуются.