Уроки «самосуда»

Уроки «самосуда»

— В классе, где учится моя дочь, учитель географии никак не могла найти общий язык с детьми, она обзывала их неучами, бездельниками. В результате знаний у ребят по этому предмету не прибавлялось. И лишь замена учителя разрешила эту ситуацию, — рассказывает нижегородец Андрей Николаевич.

Помирит медиация

Действительно, школьная жизнь невозможна без конфликтов. В средних классах не ладят между собой мальчики и девочки, в старших — за лидерство борются школьные группировки. Сейчас идет расслоение внутри класса по уровню достатка родителей, что тоже нормальной обстановке не способствует. Ситуаций, которые требуют «разруливания», в школе хоть отбавляй.

— По данным психологов, только от 3 до 8 процентов школьников предпочитают доверительные беседы с учителями, остальные общаются вне школы, — рассказывает помощник судьи Выксунского районного суда Татьяна Кочеткова. — Отношения между педагогами, родителями и учениками сегодня напоминают битву трех сторон. Не случайно школьные конфликты все чаще приводят в суд.

По мнению Татьяны Кочетковой, для урегулирования конфликтов в стенах нижегородских школ необходимо создавать службу примирения, какие уже есть в Москве, Самаре, Пермском крае, Волгограде, в других городах страны. Всего их в России насчитывается уже около 500.

По сути, это детский аналог взрослой процедуры медиации (урегулирования споров с участием посредника), которая не так давно заработала в нашей стране.

— Служба примирения позволит подросткам самим избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию, избежать повторения подобного в будущем, — поясняет Татьяна Федоровна.

Трансформированный аналог

Согласны с ее утверждением, что лучше всего разберутся в собственных противоречиях сами подростки, и психологи. С их точки зрения, взрослым все же трудно проникнуться детскими переживаниями, даже если они руководствуются и благими намерениями.

Бывший педагог, а ныне пенсионер Василий Клюев в создании школьных примирительных комиссий новации не увидел. Он напомнил, что в прежние советские годы в стенах школы работал совет пионерской организации, комсомольские комитеты, которые сегодня многие представляют как «карательные» органы. На самом деле, по словам Василия Марковича, до карательных мер дело и не доходило: сверстники провинившегося ученика как раз-то и пытались докопаться до мотивов поступка и чаще всего отпускали его с миром.

Служба примирения, получившая в последнее время распространение, не что иное, как трансформированный аналог советских форм.

Например, в одной московской кадетской школе служба примирения, в которую входит десять ребят и один взрослый, выпускает свою газету. Ребята проводят всевозможные тренинги. Есть у нее и ящик анонимных сообщений. Не тем ли в прежние годы занимались комсомольские ячейки?

Тем не менее некоторые нижегородские образовательные учреждения уже примеряют опыт и москвичей, и самарцев по созданию примирительных комиссий.
Если только это пойдет во благо самой школе и школьникам, их инициативу готовы поддержать педагоги, родители.

Ольга МАКАРОВА.

Комментарий

Татьяна КУРАНОВА, начальник отдела по взаимодействию с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления ГУ МВД России по Нижегородской области, полковник полиции:

— В настоящее время любой конфликт, произошедший в школе, в первую очередь разбирается на совете профилактики, который существует в каждом общеобразовательном учреждении. Как правило, провинившемуся учащемуся после таких заседаний с нравоучениями светит перспектива исключения из школы, постановка на учет в инспекцию ПДН.

Я считаю, что создание школьных примирительных служб очень актуально. Конфликтов в школах много, но еще больше тех, которые не выносятся из стен школы. Нужно учить детей сосуществовать в коллективе, общаться друг с другом, вместе разбирать ошибки и причины поступков. Но это настолько тонкая работа, что ее надо проводить с участием психолога. Без взрослых такие службы работать не должны.

Следите за нашими новостями в удобном формате