Ученый-культуролог считает: есть два типа русских женщин, которые суть одно. Русская женщина-героиня (защитница, покровительница, именно та, которая "в горящую избу войдет") и несчастная женщина, участь которой терпеть и покоряться. Отличаются друг от друга только по силе психологической конституции, а по сути, они женщины-жертвы. Культ Богородицы, который занимает очень важное место в православии, призывает женщину-мать к жертвенности и мобилизации ради других, более слабых. Ну, и еще один тип... Третий "традиционный": женщинастерва, демоническая женщина, та, которая разрушает общепринятые нормы и сценарии поведения, опрокидывает все ожидания мужчин и мало заботится о детях. Даже если что-то похожее присутствует в жизни, как говорят, "ярким намеком", на самом деле все не так просто. А может быть, и совсем не так. Ибо не все в женщине русской есть производное православия и патриархальной культуры. Корни глубже.
Короче, усомнилась я, русская женщина. Не узнала я себя в этом портрете. Почему бы самой не посмотреть в зеркало, не заглянуть в себя?
Я не жертва и не стерва.
Жертвой сделать себя не позволила даже в самых экстремальных обстоятельствах.
И стервой тоже трудно меня сделать - не хочу. Но я иногда исчезаю. Исчезаю из поля зрения. Прекрасно-добрая русская женщина, никогда не позволяющая себя унижать, - истинный русский тип, неделимый ни на какие другие.
Тоже своего рода град Китеж - в период любви и работы материнства, в период "плодоносности", а это довольно долгая работа, она как бы исчезает, ее не видно. Ее видят только муж и ребенок, а другим, собственно, зачем?
Я живу на окраине большого русского города, где много спокойных и ясных женских лиц, и вижу, как много, все еще много хороших семей, где очень бережно, любовно относятся друг к другу. Это "серединная", великая, тихая жизнь, она не видна и не заметна. Заметны, бросаются в глаза маргиналы разного рода, вот уж где разные типы - от алкоголичекбомжих до эстрадных звезд... Но это же действительно пена, больные и слабые. А женщины русские себя в такую обиду не дают... У русской культуры и вообще у России женское лицо. Во многом потому, что фольклорные, мифологические основы нашего бытия, соотношение ролей и сами роли, мужская и женская, расписаны весьма своеобразно. А именно: "Что ты, Иванушка, не весел? Что буйну голову повесил?.. Не кручинься, ложись спать-почивать. Утро вечера мудренее", - говорит героиня почти каждой сказки Василиса Прекрасная, она же Премудрая. И за ночь совершает для спящего Иванушки самые разные чудеса, одно за другим. Проще говоря, делает за него все возможное и невозможное. Он утром проснется( проспится), глядь - не так уж все и плохо... И скатертьсамобранка, и знаменитая Емелина печка, и многое другое, что входит в наше сознание и подсознание с младенческих лет, - все это женские рукотворные чудеса, женская активность русской жизни. В этой же традиции - и необходимость скрывать ее, эту активность. Прятать за покровом некоего естественного волшебства. Героемпобедителем всегда остается Иван-царевич, он же Иванушка-дурачок, он же братец Иванушка. И нередко при этом "полцарства ему даром не надо", победил и ладно, и на печку... Такие расклады, так сложилось в России. И на деле, и в сознании, и подсознании. Можно ли перебороть стереотипы поведения, которые уходят корнями в глубокую древность?
Можно питать такие иллюзии. Можно пытаться. Феминистки ищут и предлагают стратегии сопротивления. Ничто сверхчеловеческое мне не чуждо. Я отношусь к феминистскому сообществу с пониманием и некоторым пиететом. Ибо это именно сверхчеловеческое, а не женское - я так ощущаю. Говорю за себя, просто как женщина, но не исключаю в этом некоторой доли объективности, - три высших образования на что-то, может, и сгодятся... "На што девочкам грамота", - сохраняя в памяти орфографию первоисточника, вспоминаю этот источник, который как-то держала в руках. То была глубоко дореволюционная брошюрка, далеко из позапрошлого века, маленькая, пожелтевшая, изданная по соизволению благословению кого-то из православных наших патриархов. Грамота девочке нужна, говорилось там, чтобы она могла читать детям, иногда и всей семье святое писание, чтобы стать примерной женой и матерью. Почему-то я всегда, когда вижу и слышу ученых женщин, особенно говорящих феминизме и гендерных проблемах, вспоминаю ту книжечку и эти слова. Можно ли найти и правильно избрать "стратегии сопротивления"? Чему сопротивления- то, для начала?
Впрочем, чему сопротивляться, всегда можно найти. Строптивость - гораздо более типичная русская черта, чем упорно внушаемая нам покорность. Стратегии сопротивления найти можно, если учитывать, что в России женщин не подавляемое большинство, а подавляющее.
Скрыто подавляющее. Их больше, женщин. Они не так часто погибают, как наши Иванушки.
Но в последнем молодом поколении женихов уже больше, чем невест. Зато материнские инстинкты все слабее: "Как нам жить?" спрашивают вечные девочки. Умные девочки. "Как нам жить в этом мире, в этом страшном, опасном мире?" Они хотят умных ответов. Полагаю, что лучшая женская стратегия - это особое внимание к воспитанию мальчика (мужчины) с интуитивным доверием к "другому", активному мужскому началу. Воспитание в девочке (женщине) умения не просто подавить начисто мужскую агрессию, а перевести ее в созидательную активность.
"Да... но как жить? Что делать?.." Прежде всего говорю: что может утешить, развлечь, научить? Личный опыт русской жизни.
Марина КУЛАКОВА. член Российского Союза писателей.