Около четырех лет назад для преобразования приобретенного нежилого строения в жилой дом нижегородец заключил с подрядчиками соглашение на внутренние и фасадные работы. Однако прошли все сроки, а ремонту не видно было конца. А то, что уже было сделано, не соответствовало ни проекту, ни строительным нормам и правилам.
Особенно досталось санузлу. По проекту площадь туалета должна быть 3 квадратных метра (с внутренними размерами 1 м на 3 м), а фактически получилась почти вдвое меньше. Также по проекту вход должен был располагаться на другой стороне перегородки. Все вновь возводимые стены должны быть построены из кирпича, но две из них оказались из гипсокартона, остальные — из газосиликатных блоков.
Между тем по заключенному со строителями (а это была семья из трех человек) в декабре 2008 года соглашению за нарушение сроков выполнения работ и ненадлежащее исполнение условий соглашения виновник обязан уплатить штраф в 1 тысячу рублей за каждый день просрочки. Таким образом, владелец дома насчитал просрочку в 799 дней и предъявил судебный иск в 799 тысяч рублей, плюс неустойку — 300 тысяч.
Несмотря на то что эксперты подтвердили, что ответчики действительно ненадлежащим образом выполнили свои обязанности, Московский районный суд в феврале 2012 года удовлетворил иск частично — 20 тысяч рублей за неисполнение обязательств соглашения. Недовольный столь малой суммой заказчик отправился в облсуд.
Но областная инстанция оставила решение районного суда в силе. Действительно, Гражданский кодекс под штрафом признает определенную договором денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору, в частности, в случае просрочки. Но заявленная истцом неустойка, по мнению облсуда, явно «несоразмерна последствиям нарушения обязательства», и поэтому снижение ее суммы до 20 тысяч является законным.
Ольга МАКАРОВА.