«Гавр». Финляндия — Франция — Германия, 2011. Режиссер Аки Каурисмяки. В ролях: Андре Вилмс, Кати Оутинен,
Старый и добрый
Последний полнометражный фильм режиссера («Огни городской окраины») был выпущен шесть лет назад, и вот новая радость для поклонников любимого в России финна.
Привычный к богемному образу жизни писатель Марсель переезжает в захудалый портовый городишко Гавр и нанимается чистильщиком обуви. Прибыли от такого старомодного занятия ни шиша, но зато это, по словам героя, «самая близкая к людям профессия после священника и последняя, которая не противоречит Нагорной проповеди». В роли терпеливой и жертвенной жены героя, как всегда, Кати Оутинен. Голод, нищета, затравленные нелегальные мигранты и… невероятное чувство собственного достоинства персонажей — вот что в центре внимания режиссера.
По ту сторону невидимых баррикад — полицейская ищейка с обликом Эркюля Пуаро (с иронией у Каурисмяки всегда было хорошо, и тема французского «вина и кина» неоднократно обыгрывается на экране), этакий символ бездушной государственной машины, которая тенью надвигается на жизнь маленьких людей. Тем временем как жена Марселя тихо гаснет от страшной болезни, он, не ведая о том, занимается судьбой африканского мальчика, за которым охотится «Пуаро»…
Сказочная логика
Удивительно, как при статичности мизансцен, молчаливости героев, старомодности изображения у Каурисмяки получается динамичный и увлекательный фильм. Как ему удается из тягостного пессимизма, всеобщей обреченности и трагичности мира выводить своих героев — естественно и непринужденно — к
И вы верите как миленькие, что «чудеса, конечно, случаются», о чем без особого энтузиазма поведал в начале фильма доктор. Ведь
Каурисмяки снял сказку, но не противоречащую человеческой логике: его персонажи, как муравьи, по крохам собирают общее большое счастье, и из цепочки маленьких добрых дел неожиданно складывается настоящее Чудо.
Любопытно
Предки Аки Каурисмяки носили фамилию Кузьмины и были выходцами из Карелии. В Хельсинки режиссер и его брат Мика владеют баром под названием «Москва». Однако
по-русски режиссер умеет произносить только одну фразу: «В детстве жизнь Максима Горького была очень тяжелой».