Энергию черпает у Пушкина и жены

Энергию черпает у Пушкина и жены

С минувшей пятницы на нижегородской земле царит "Болдинская осень".
Каждый вечер вплоть до грядущего воскресенья в оперном театре идут лучшие спектакли с участием приглашенных мастеров оперы и балета, в Союзе театральных деятелей уже завершилась междисциплинарная конференция, посвященная Пушкину, а в понедельник, 20 ноября, театр традиционно выезжал в Болдино.
На открытии "Болдинской осени" давали "Бориса Годунова". Народная драма запомнилась ярким царем Борисом (Владимир Ермаков), неплохими хоровыми сценами и интересным дуэтом приезжих артистов, солистов Центра оперного пения Галины Вишневской (Самозванец - Павел Паремузов, Марина Мнишек - Оксана Корниевская). Последняя, кстати, уже известна нижегородцам-меломанам: на позапрошлом Сахаровском фестивале она исполняла партию Любаши в "Царской невесте", поставленной Центром оперного пения.
Вечер 19 ноября как бы выпадал из пушкинской тематики - он был посвящен столетию Шостаковича, и оркестр под руководством Евгения Шейко проникновенно исполнил Первую симфонию композитора. Во втором отделении все вернулось к Александру Сергеевичу: в сопровождении оркестра Василий Лановой читал "Метель" под одноименную музыку Свиридова. Впрочем, о Шостаковиче напоминала тонкая ирония, сквозившая в пушкинских строках и в бесподобных интонациях Ланового.
В свое время сыгравший Вронского, актер с исключительным юмором подавал трогательные нелепости ситуаций с похищениями, тайными венчаниями и прочими стандартными любовными недоразумениями.
* * * Еще не замолкли овации зала, а Василий Семенович предстал перед журналистами - стремительный и эффектный, сверкающий глазами.
- Вы приезжали в Горький еще в пятидесятые.
У вас остались воспоминания о городе тех времен?
- Остались, конечно... но совсем немного. Дворец культуры имени Лихачева был дружен с Горьковским автозаводом, и я помню, что нас возили по каким-то цехам.
- Насколько часто в вашей жизни происходит соприкосновение с творчеством Пушкина?
- Часто. Столько, сколько я себя помню. С тринадцати лет я занимался самодеятельностью во Дворце культуры имени Лихачева (теперь это Дворец культуры ЗИЛ), там была замечательная самодеятельность, и мы, старшие ребята, обязательно должны были делать художественную программу.
Я, в частности, выбрал Льва Николаевича Толстого. Помню, был "Первый выезд Наташи на бал" и стихи Пушкина.
Я недавно вычленил из текста и записал на радио монологи князя Андрея. Получилось порядка двадцати серий по шестнадцать минут, и это было лучшей моей работой для души. Шесть часов чистого звучания Толстого. И вот, когда работали над этим текстом, я вновь понял, что такое русская классика и как она велика. Великие вещи, которые мы проходим в школе... проходим мимо. "Война и мир" - моя настольная книга, но, лишь работая над князем Андреем, я впервые для себя открыл понятие божеской любви... и обжог, шок был невероятный.
- Вы играли Павку Корчагина - коммунистического Христа...
- Да, Андре Жид так назвал Корчагина...
- А сами-то в Бога верите?
- Я рожден в Советском Союзе, воспитан в Советском Союзе, и мне слишком поздно менять свои убеждения.
Я - лишь актер, влезающий в шкуру героев... которые верят.
- В чем секрет творческой молодости? Где вы черпаете энергию?
- У Пушкина, Толстого. И у Купченко.
- А как вы думаете, трудно ли быть женой Ланового?
- Думаю, не труднее, чем мужем Купченко.
- Где она, земля обетованная современной молодежи?
- Этому поколению жить намного сложнее. Бездарные режиссеры достают деньги и снимают кино, хотя раньше их к кинематографу и близко не подпустили бы. Что может думать молодой человек, глядя на бесконечное мордобитие и издевательства над женщинами? Как он после этого будет относиться к жизни?
Нам было легче. Мы знали русскую классику. Знали Пушкина. В школьной программе были гарантированные сорок, пятьдесят часов, посвященных творчеству Пушкина. Сейчас Пушкина изучают в течение четырех часов, на Толстого отводится шесть, и кому надо было вносить в программу такие изменения, я не знаю.
- Есть ли выход?
- Надо оставаться в рамках русской классической культуры и не идти на поводу у дерьма, заполонившего книги и экраны.
Мария ФЕДОТОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате