…Но аппаратура при нем!

…Но аппаратура при нем!

Многим доводилось видеть в общественном транспорте молодых людей в наушниках. Музыку слушают, думаете вы. А вот и нет! «В качестве критерия прочности в этом случае принимают количество удельной потенциальной энергии формоизменения, накопленной деформированным элементом», — в ушные раковины его или ее поступает четвертая теория прочности науки о сопромате…

Беру «помощь друга»

Оказывается, потомок фонографа американского изобретателя Томаса Эдисона — диктофон — уже перекочевал из орудия труда журналистов в способ конспектирования лекций в нижегородских вузах!

— Представляете, прихожу как-то на лекцию, а на кафедре лежит диктофон. Не знала, как и реагировать, — призналась «НН» преподаватель одного из нижегородских университетов. — На следующей неделе их было уже два. Хоть стой, хоть падай. Они уж и конспекты перестали писать!

— А что? Некоторые преподаватели так быстро говорят, что в тетрадку записывать не успеваешь. А диктофон же все запишет, — встала на защиту прогресса студенческая братия.

Так что наш студент не лопух — аппаратура при нем. Правда, в отличие от продвинутой столицы РФ, куда все новье приходит раньше, чем в регионы, в alma mater столицы Поволжья эти звукозаписывающие устройства пока еще не стали повальным увлечением учеников.

— У нас один такой парень есть. Но лекционная аудитория большая, народу много. Так что качество записи соответствующее. А перед носом профессора диктофон ставить не очень удобно. Скажет еще: «Ага, не делаете ничего на моих лекциях!» — скептически размышляет Владимир, студент ННГУ.
Мнение преподавателей по поводу помощи «друга» их подопечным действительно неоднозначно.

Кто пишет — дважды читает

— За нашими студентами использования на занятиях диктофонов я не замечал. Хотя сейчас такие продвинутые сотовые телефоны, не исключено, что их вовсю используют в режиме аудиозаписи. Но в принципе это не запрещено. Пусть ставят, — улыбается заведующий кафедрой математической экономики Высшей школы экономики профессор, доктор физико-математических наук Андрей Силаев. — Проблема в другом. Не в записи лекции, а в том, что с современными средствами информатизации студентам просто копировать, передавать изображения. Это они делают и на контрольных, и на зачетах. И нет механизмов, чтобы их в этом ограничивать.

Всплыла и другая проблема. Использование диктофона нарушает закон о защите интеллектуальной собственности.

— Каждый преподаватель индивидуален в своем подходе к обучению. У каждого своя методика, свои приемы. Преподавание — это своего рода творчество. И я бы не хотела, чтобы мое творчество потом везде тиражировалось, — поделилась соображениями преподаватель Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н. А. Добролюбова. — Больше того, материал должен пройти «через руку», иначе у студента в голове мало что остается.

Действительно, известное латинское крылатое выражение так прямо и говорит: «Qui scribit bis legit» («Кто пишет — дважды читает»). И специалисты в области психологии, физиологии, лингвистики давно доказали, что мелкая моторика самым непосредственным образом связана с мозгом.

— Процесс письма и чтения неразрывны, и они охватывают почти все органы чувств. Мозг накапливает и обобщает прежде всего звуковые сигналы (когда пишем под диктовку), визуальные (когда мы видим то, что пишем), моторные (сам процесс письма), а также ощущения от прикосновения к ручке и листу бумаги. Это способствует более полному восприятию и усвоению информации, — пояснил нижегородский психолог Дмитрий Тверитнев. — В случае с диктофоном кинестезия (способность головного мозга постоянно осознавать положение и движение мышц) у студента выпадает, и информация может усваиваться хуже.

Диктофон на лекциях, по мнению психолога, — фактор весьма расхолаживающий. Можно сидеть на лекции и, как говорится, гонять балду в надежде, что когда-то прослушаешь запись. Но когда-то — это, как правило, никогда.

Филипп ВОЗНЕСЕНСКИЙ.

Экспресс-опрос

«А вы за какой способ конспектов: традиционный в виде тетрадей или новомодный в виде диктофонов?» — поинтересовались «НН» у нижегородских студентов.

Николай, Нижегородская госмедакадемия:

— Я сам в тетрадь пишу. Что-то успеваю, что-то нет. От преподавателя ведь тоже многое зависит. На некоторых лекциях даже если пытаешься конспектировать, то в какой-то момент плюнешь и сидишь зеваешь.

Дмитрий, архитектурно-строительный университет:

— Ну, чисто теоретически между тетрадкой и диктофоном я бы, конечно, выбрал последний. Но преподавателя и впрямь не всегда хорошо слышно. К тому же, когда сам записываешь ручкой, лучше запоминаешь.

Ирина, ННГУ:

— У нас пара человек с планшетниками на семинары ходит. Чего-то они там сверяются с Интернетом, что-то скачивают. И ноутбуки тоже приносит народ, но не для записи лекций, а в каких-нибудь «Одноклассниках» на тех же лекциях початиться…

Следите за нашими новостями в удобном формате