Многим доводилось видеть в общественном транспорте молодых людей в наушниках. Музыку слушают, думаете вы. А вот и нет! «В качестве критерия прочности в этом случае принимают количество удельной потенциальной энергии формоизменения, накопленной деформированным элементом», — в ушные раковины его или ее поступает четвертая теория прочности науки о сопромате…
Беру «помощь друга»
Оказывается, потомок фонографа американского изобретателя Томаса Эдисона — диктофон — уже перекочевал из орудия труда журналистов в способ конспектирования лекций в нижегородских вузах!
— Представляете, прихожу
— А что? Некоторые преподаватели так быстро говорят, что в тетрадку записывать не успеваешь. А диктофон же все запишет, — встала на защиту прогресса студенческая братия.
Так что наш студент не лопух — аппаратура при нем. Правда, в отличие от продвинутой столицы РФ, куда все новье приходит раньше, чем в регионы, в alma mater столицы Поволжья эти звукозаписывающие устройства пока еще не стали повальным увлечением учеников.
— У нас один такой парень есть. Но лекционная аудитория большая, народу много. Так что качество записи соответствующее. А перед носом профессора диктофон ставить не очень удобно. Скажет еще: «Ага, не делаете ничего на моих лекциях!» — скептически размышляет Владимир, студент ННГУ.
Мнение преподавателей по поводу помощи «друга» их подопечным действительно неоднозначно.
Кто пишет — дважды читает
— За нашими студентами использования на занятиях диктофонов я не замечал. Хотя сейчас такие продвинутые сотовые телефоны, не исключено, что их вовсю используют в режиме аудиозаписи. Но в принципе это не запрещено. Пусть ставят, — улыбается заведующий кафедрой математической экономики Высшей школы экономики профессор, доктор
Всплыла и другая проблема. Использование диктофона нарушает закон о защите интеллектуальной собственности.
— Каждый преподаватель индивидуален в своем подходе к обучению. У каждого своя методика, свои приемы. Преподавание — это своего рода творчество. И я бы не хотела, чтобы мое творчество потом везде тиражировалось, — поделилась соображениями преподаватель Нижегородского государственного лингвистического университета имени
Действительно, известное латинское крылатое выражение так прямо и говорит: «Qui scribit bis legit» («Кто пишет — дважды читает»). И специалисты в области психологии, физиологии, лингвистики давно доказали, что мелкая моторика самым непосредственным образом связана с мозгом.
— Процесс письма и чтения неразрывны, и они охватывают почти все органы чувств. Мозг накапливает и обобщает прежде всего звуковые сигналы (когда пишем под диктовку), визуальные (когда мы видим то, что пишем), моторные (сам процесс письма), а также ощущения от прикосновения к ручке и листу бумаги. Это способствует более полному восприятию и усвоению информации, — пояснил нижегородский психолог Дмитрий Тверитнев. — В случае с диктофоном кинестезия (способность головного мозга постоянно осознавать положение и движение мышц) у студента выпадает, и информация может усваиваться хуже.
Диктофон на лекциях, по мнению психолога, — фактор весьма расхолаживающий. Можно сидеть на лекции и, как говорится, гонять балду в надежде, что
Филипп ВОЗНЕСЕНСКИЙ.
«А вы за какой способ конспектов: традиционный в виде тетрадей или новомодный в виде диктофонов?» — поинтересовались «НН» у нижегородских студентов.
Николай, Нижегородская госмедакадемия:
— Я сам в тетрадь пишу.
Что-то успеваю,что-то нет. От преподавателя ведь тоже многое зависит. На некоторых лекциях даже если пытаешься конспектировать, то вкакой-то момент плюнешь и сидишь зеваешь.Дмитрий,
архитектурно-строительный университет:— Ну, чисто теоретически между тетрадкой и диктофоном я бы, конечно, выбрал последний. Но преподавателя и впрямь не всегда хорошо слышно. К тому же, когда сам записываешь ручкой, лучше запоминаешь.
Ирина, ННГУ:
— У нас пара человек с планшетниками на семинары ходит.
Чего-то они там сверяются с Интернетом,что-то скачивают. И ноутбуки тоже приносит народ, но не для записи лекций, а вкаких-нибудь «Одноклассниках» на тех же лекциях початиться…