Список российских городов-пылесосов трудовых ресурсов возглавил Нижний Новгород. Именно он ежедневно встречает самый большой процент жителей области, которые приезжают сюда трудиться.
Обогнали Златоглавую
Необычный рейтинг российских городов-миллионников по объемам так называемой маятниковой миграции, то есть ежедневных поездок на работу из ближайшей области в город, обнародовала аналитическая служба компании «ФинЭкспертиза» (Росстат). По доле областных тружеников столица Поволжья (11,3 процента) обошла даже Москву (6,9 процента) и Санкт-Петербург (3 процента).
К лидерам по занятости областных жителей у себя эксперты отнесли и Волгоград (11,2 процента).
Превосходство Нижнего Новгорода и Волгограда директор региональной программы Независимого института социальной политики, доктор географических наук Наталья Зубаревич объясняет наличием в этих регионах крупных городов-спутников с населением в несколько сотен тысяч человек, значительная часть которых предпочитает ездить на заработки в областной центр. В Нижегородской области таким она считает Дзержинск.
— Действительно, Дзержинск — самый большой поставщик кадров для Нижнего на сегодня, потому что он не в состоянии удовлетворить запросы населения на работу, — согласился генеральный директор Центра социально-консервативной политики (ЦСКП) в ПФО Евгений Семенов. — Такая маятниковая миграция связана с очевидными трансформационными изменениями в экономике региона. Ближайшие к Нижнему Новгороду города Кстово, Дзержинск, Бор потеряли свою индустриальную основу и перестали быть городами-работодателями.
Девятый спальный район?
Наглядным доказательством миграции населения в наш областной центр из городов-спутников служит пассажиропоток в общественном транспорте. Взять хотя бы тот же Бор. Так, в марте 2012 года только по канатной дороге проехалось 133 тысячи человек. Это порядка 5,5 тысячи в день за 24 рабочих дня, то есть более двух тысяч туда и обратно.
Каждое утро на службу в областной центр отправляется немало жителей и Богородска, Ворсмы и даже Павлова. Кто-то занимает рабочее место за торговым прилавком, кто-то за баранкой авто.
Такая же ситуация и с Кстовом. Здесь ряды трудовых мигрантов с 1 июля пополнили и работники Нижегородского высшего военно-инженерного командного училища, это заведение перевели в Тюменский военный институт инженерных войск. Между тем в НВВИКУ трудилось порядка 300 офицеров, 100 из которых на преподавательских должностях, 150 гражданских преподавателей, а также технический персонал и прочие сотрудники. Гражданские специалисты почти все кстовчане и покидать насиженные места с недвижимостью и семьями ради Тюмени им не с руки. Теперь они вынуждены искать работу в Нижнем.
— Рано или поздно города эти (Бор и Кстово) с областным центром срастутся так же, как в свое время Канавино, Сормово и Автозавод, — продолжил Евгений Семенов. — Новый Борский мост, который планируется возвести до 2015 года, возможно, создаст девятый район Нижнего — Борский.
Включение в состав столицы Поволжья ее городов-спутников, которые превратились в спальные районы, — процесс, по мнению социолога, неизбежный. А потому к нему следовало бы уже и готовиться, пересматривая систему коммуникаций, связи, дорожную схему.
Филипп ВОЗНЕСЕНСКИЙ.
Следите за нашими новостями в удобном формате