В вузах идут преобразования, связанные с введением стандартов третьего поколения для вузов. Забили тревогу историки технических вузов, которые считают, что их дисциплина для студентов в итоге может быть свернута до предела.
Однообразия уже нет
Действительно, по стране количество часов на отечественную историю всегда было определенным — 72. Теперь эта норма исчисляется
Казалось бы, часов, отводимых на изучение данной науки, должно быть больше, но вот статистика говорит о другом. После введения стандартов в вузах России единообразия, как было раньше, уже нет. В среднем предмет изучают 54 часа, и это значит, интерес к нему слабеет. Несмотря на это, ведущие технические университеты и институты сохраняют свои кафедры и не отходят от
Приходится бороться
В некоторых нижегородских вузах отмечают, что за историю России преподавателям, руководителям кафедр пришлось побороться. В
А вот в техническом университете им. Алексеева кафедру истории, некогда авторитетную и славную своими традициями, распускают полностью, ликвидируя аспирантуру.
Все восемнадцать преподавателей будут отчислены и приняты только на пять мест на другой кафедре. Как нам пояснил проректор университета Евгений Ивашкин, кафедра не ликвидируется, а реорганизуется: из нее уходят непрофильные дисциплины, такие как, скажем, документирование.
Называться она будет кафедрой методологии, истории и философии науки. История, как утверждает Евгений Геннадьевич, не потеряет ни одного часа, и дай бог чтобы так и было. Стандарты это учитывают. «36 часов лекций, 36 часов практических занятий, да еще работа в замечательном музее политехников», — обещает руководитель…
Правда, преподаватели вуза вспоминают, что уже в прошлом году силами 18 человек проводилось только 36 часов лекций и 18 часов семинаров. Как осилят огромную работу пятеро?
В Америке, кстати, своей маленькой истории в технических вузах отводят сотни часов.
Не будем вдаваться в сложные кадровые вопросы, но по стандартам один преподаватель не может охватить в год более 900 часов. Пятеро даже самых лучших не смогут охватить полноценными лекциями студентов такого многолюдного вуза, как политех, с его двадцатью факультетами. Не значит ли это, что иные студенты пройдут подготовку на свои технические специальности, запоминая российскую историю в пределах школьной программы? Руководство университета так не думает. Напротив, проректор объяснил нам, что работы историкам не хватает и нагрузку было решено увеличить, сократив ряд ставок. Преподаватели «новой» кафедры будут совмещать чтение истории с другими предметами, а также деятельностью в музее. Кстати, как выясняется, поход со студентами в самый лучший музей не может входить в учебный процесс. По стандартам.
Вера ЧЕБОТАРЕВА.
Мнения
Галина СЕРЕБРЯНСКАЯ, профессор, доктор исторических наук, эксперт Рособрнадзора, член Союза историков России:
— Не случайно год
2012-й объявлен годом истории России. Очень внимательно нужно относиться ко всем преобразованиям, которые касаются преподавания истории нашего государства. И не только в гуманитарных учебных заведениях. Мы говорим о том, что вся наша молодежь должна знать свои корни, что необходимо уметь бороться с фальсификацией страниц истории страны. А факты есть, и есть силы, готовые пересматривать и Великую Отечественную войну с ее героями, и многое другое. Молодежь должна быть подкованной и стойкой. Во всех технических вузах есть кафедры истории, ни о каком сокращении курсов не может быть речи, это мое личное мнение. Ну, а если мы станем уклоняться от полноценного преподавания этой важной науки в технических вузах, то станем выпускать Иванов, не помнящих родства.Ян ШВАРЦ, доктор истории, академик Международной академии наук, профессор, член совета ветеранов технического университета:
— В наше время халатно относиться к преподаванию такого важнейшего предмета, как история Отечества, просто преступно. Нужно, напротив, думать, как улучшить работу кафедр, как дойти до каждого студента, чтобы он знал, понимал процессы, которые идут в нашей стране. А без изучения истории это невозможно. Технический университет — очень большой вуз, и наличие в нем данной кафедры никогда не ставилось под сомнение. Наши выпускники ценятся не только как специалисты, замечательные инженеры, конструкторы. Они ценят и любят страну, в которой живут, остаются в ней работать.
Думаю, что есть доля заслуги в этом и тех, кто учил их истории.Александр ЧАЙКОВСКИЙ, кандидат исторических наук, доцент:
— Кафедра философии, истории и методологии науки в университете была, и, собственно, она и остается. Только туда присоединяются ставки с ликвидированной кафедры истории. Это неправильно. В политехе более 8 тысяч студентов, их надо учить, потому что из школы в технические вузы приходят дети со слабым знанием истории страны. Уничтожать систему преподавания, опыт, накопленный годами, совершенно неразумно.