Минэкономразвития представило председателю правительства Дмитрию Медведеву новую версию будущего российской экономики. «Сценарные условия кризисного варианта прогноза социально-экономического развития в 2013 — 2015 годах» предсказывают, как будет двигаться мировой кризис и превратится ли он из финансового в экономический.
Подарили бизнесу
В мягком сценарии цены на нефть до конца следующего года упадут до 80 долларов за баррель. Темпы роста российской экономики замедлятся почти до 1,5 процента, а инфляция достигнет 8,5 процента.
При жестком сценарии среднегодовая стоимость «черного золота» в будущем году достигнет 60 долларов за баррель, ибо, потеряв деньги в Европе, инвесторы начнут выходить из нефтяных бумаг. Экспортная выручка потечет из России не задерживаясь. Лавинообразная девальвация будет глубже, чем в кризисном 2009 году. Курс доллара вырастет до 46 рублей с последующей коррекцией…
Еще восемь лет тому назад власти страны утверждали: от мировых потрясений мы застрахованы финансовой «подушкой безопасности».
Прибыль от приличных цен на нефть на международном рынке тогда было решено заначивать в специальном Стабилизационном фонде. Тогдашний глава российского Минфина Алексей Кудрин утверждал: накопленного достояния хватит как минимум на три года, даже если нефть будет стоить меньше 20 долларов за баррель. Стабфонд называли фондом будущих поколений…
Удивляло, что в постановлении «О порядке управления средствами Стабилизационного фонда РФ» страны, в ценные бумаги правительств которых Минфин мог вкладывать денежные средства, располагались в алфавитном порядке, но согласно алфавиту… английскому. Это дало основания думать: закон о размещении средств Стабфонда писался за рубежом…
А в феврале 2008 года он был разделен на две части: Резервный фонд (1триллион 825,28 миллиарда рублей) и Фонд национального благосостояния (2 триллиона 619,52 миллиарда).
— Значительная часть Стабфонда была вложена в американские облигации, причем не только государственные, но и американских частных фондов, поэтому эти деньги сгорели в кризис 2008 года, — специально для «НН» поясняет директор Института глобализации и социальных движений (Москва) Борис Кагарлицкий. — Другую часть использовали в 2008 — 2009 годах для льготных кредитов попавшим в тяжелое финансовое положение российским компаниям. К 2010 — 2011 году эти деньги технически были возвращены, но вы понимаете разницу между долларом 2008 и 2011 годов? Это разные деньги — они обесценились…
Если же учесть, что они давались под нулевые проценты, можно прийти к выводу: правительство попросту подарило их бизнесу, итожит Борис Кагарлицкий.
Эту точку зрения разделяет научный руководитель Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Абел Аганбегян. В Америке, первой угодившей в кризис, был принят акт 2008 года о чрезвычайной экономической стабилизации. Федеральная резервная система предоставила банкам займы в размере 700 миллиардов долларов.
— Я держал в руках эти 480 страниц убористого текста. Там приведены все адреса, дано обоснование причин выдачи кредита и проанализированы антикризисные меры, принятые для спасения самим адресатом помощи, — аргументирует Абел Гезевич. — В Америке средства выделяются лишь тем, кто уже выжал из себя все резервы, чей
Кредиты — в яхту
Правительство и Центральный банк РФ провели три этапа антикризисных мер.
…Идеология первого в октябре — ноябре 2008 года заключалась в накачке банков деньгами: средства выделялись скоропалительно, без всяких условий и расчетов. Всего 5,9 триллиона рублей, или около 220 миллиардов долларов, были потрачены за два месяца крайне неэффективно. Для восстановления ликвидности триллион дали Сбербанку, который, не проведя сокращений персонала, выплатил
…На втором этапе в декабре
— При этом помощь в размере 2,2 миллиарда долларов государство оказало Роману Абрамовичу. Не поставив условий, чтобы он продал два своих судна общей стоимостью полмиллиарда долларов. Получив кредит, он заказал третье, самое крупное в мире — на 390 миллионов рублей, а также купил имение на одном из островов Карибского моря на 95 миллионов долларов, — поражается Аганбегян. — Помощь Абрамовичу больше того, что дали малому бизнесу России, и больше средств, направленных на борьбу с безработицей!
…Третий этап: апрель — май 2009 года — принятие антикризисной программы правительства России на 2009 год (это 36 страниц убористого текста). К ней приложен перечень мероприятий с адресатами помощи. Объем этой программы составил 1,4 триллиона рублей. Была оказана помощь регионам на 300 миллиардов рублей (150 миллиардов безвозмездно, 150 миллиардов — кредиты). В Пенсионный фонд перечислены средства для индексации пенсий. Выделены деньги на переобучение безработных, разработаны дополнительные меры помощи малому бизнесу…
За три этапа антикризисной программы выделено около девяти триллионов рублей, 60 процентов которых краткосрочные кредиты, а 40 — долгосрочные кредиты и безвозмездное финансирование. Такова цена антикризисных мер, по масштабам которых Россия заняла первое место в мире, итожит экономист.
Уповаем на судьбу
Впрочем, эффективность употребления отложенных на черный день денег оценивают
— Мы видим, как развивается экономическая ситуация в России после 2009 года и что происходит в некоторых европейских странах. У нас в это время — оживление экономики, сокращение безработицы. Граждане активнее берут кредиты, как ипотечные, так и потребительские: в Нижегородской области по состоянию на 1 июля рынок кредитования физических лиц вырос почти на 29,4 процента в сравнении с началом года. Кстати, по состоянию на 1 августа
2012 года сумма средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния составила около 4 триллионов 700 миллиардов рублей, или 145 миллиардов долларов. Практически это уровень докризисного 2008 года, — добавляет он.
На бумаге пока все неплохо: мы имеем определенный уровень золотовалютных резервов. Но если начнется резкое падение цен на нефть, подобное тому, что наблюдалось в 2008 году, этого окажется недостаточно, чтобы предотвратить кризис. И чем более активно будут смягчать удар, тем скорее сгорят все ресурсы, не разделяет оптимизма банкира Борис Кагарлицкий:
— Рубль потихоньку обесценивается, хотя и не так резво, как это случилось тогда, поскольку пока нефть не опускается так быстро. Но если осенью начнется падение цен на нее, мы получим очень похожую на 2008 год картину. А членство в ВТО лишь усугубит ситуацию. Ни мы, ни Америка из кризиса не вышли — он продолжается в полном объеме. Ситуацию удалось несколько стабилизировать тем, что в 2010 — 2011 годах кризис залили деньгами. Но процесс не остановлен: ни одна из проблем, породивших кризис, не решена. Сегодня ситуация во много раз хуже, нежели в
Что делать? Бежать за долларом? Но он тоже может упасть, и ваши деньги обесценятся. Их можно положить в банк, но он также может лопнуть. Или случится ситуация 1998 года, когда упал рубль.
Конкретное течение кризиса непредсказуемо. Положимся просто на везение…
Елена КУЛЬЧИЦКАЯ.
Прогнозы
Георгий ГРЕЧИН, управляющий ВТБ24 в Нижегородской области:
— Сейчас в мировой экономике ситуация напряженная — нет очевидного и быстрого решения финансового кризиса. Но наша страна выглядит одним из немногих островков относительной стабильности. Российские банки в мировые финансовые рынки вовлечены слабо, в основном они ориентированы на свое население и предприятия. Второе полугодие для населения страны будет более сложным, так как начнется рост инфляции. Летнее увеличение тарифов сразу отразится на семейных бюджетах и с некоторым опозданием — на экономике. Однако каких бы то ни было кризисных явлений не ждем.
Мнение
Борис КАГАРЛИЦКИЙ, директор Института глобализации и социальных движений (Москва):
— Качество управления во всем мире резко ухудшилось. Грандиозными темпами вырос уровень коррупции, поскольку государство стало основным источником финансирования частного бизнеса. И не только в России — волна коррупции захлестнула весь мир вследствие той антикризисной политики, которую мы имеем. Вместо того чтобы бороться с кризисом структур, государство просто раздает деньги, которые должны компенсировать любые провалы. Поскольку все управление сводится к раздаче денег, потребность в откатах и взятках за разного рода сделки увеличивается. Частный бизнес идет во власть с определенными интересами. Социальные диспропорции увеличились.
Мы живем в кризис. Власть не только в нашей стране, но и во всем мире занимается его развитием, вкладывая деньги в его углубление.
Проблема России не в том, что мы хуже, а в том, что мы такие же. А чтобы нам выбраться, нужно быть не такими, как все. И есликто-то утверждает, что мы вышли из кризиса легко, нужно помнить, что нас вывела из него Федеральная резервная система США, напечатавшая много новых долларов.