По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, большей части россиян (57 процентов) приходилось давать взятки. Подавляющее большинство опрошенных (78 процентов) считают уровень коррупции в стране высоким и очень высоким. И это зло сегодня настолько всех достало, что часть респондентов (15 процентов) в качестве меры по борьбе с коррупцией предложили для взяточников и экономических преступников смертную казнь.
На такие крайности государство, конечно, идти не собирается. Однако тема борьбы с коррупцией поднята на щит, и, если антикоррупционная система по большому счету только начинает создаваться, в "ручном режиме" борьба пошла нешуточная. В СМИ все чаще мелькают фамилии чиновников высокого ранга, замешанных в коррупционных скандалах, связываться с которыми ранее правоохранительные органы не решались. Все более жестко на эту тему высказывается президент.
Единороссы, составляющие в Государственной думе РФ большинство, объявили о своем кураторстве над законотворческой работой в этой сфере.
И хотя, несмотря на это, рамочный закон о борьбе с коррупцией идет со скрипом, подвижки есть. Не далее как во вторник председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев сообщил неприятную для чиновников новость: в Государственную думу внесен Кодекс административного судопроизводства, напрямую связанный с борьбой с коррупцией. "Может ли действующая в стране власть изменить ситуацию, связанную с разгулом коррупции в стране? По зубам ли ей этот орешек?" Этот вопрос мы выставили на сайт Законодательного Собрания (www.zsno.ru), чтобы узнать точку зрения на проблему его посетителей. А чтобы участникам нашего интерактивного опроса было легче определиться с ответом, то же самое спросили у экспертов.
Владимир ЖИГАЛОВ, депутат Законодательного Собрания:
- Проблема, конечно, сложная и из числа так называемых вечных: со взяточничеством в среде государственных мужей боролись, по меньшей мере, с петровских времен. Быстро, наскоком ее не решить, да и полностью победить это зло, на мой взгляд, вряд ли удастся. Коррупционные скандалы возникают не только в России, где чиновники имеют своего рода вольницу и где подкуп должностных лиц вошел в отечественную историю, но и в странах строгой морали и порядка.
Тем не менее шанс снять напряженность этой проблемы у нас, считаю, есть. И на мой взгляд, он связан с личностью руководителей в органах власти. Будут они нетерпимыми к взяточникам, и их подчиненные поведут себя соответственно.
Что касается представительной власти, то в ее силах сделать процедуры получения разрешительных и иных документов более открытыми, более прозрачными, более простыми. Это, с одной стороны, будет неким барьером на пути коррупции (простым или труднопреодолимым - другой вопрос), а с другой - поднимет доверие к власти у населения.
Михаил ВЕСЕЛКИН, депутат Законодательного Собрания:
- Я считаю, что изменить ситуацию можно, но не только наказывая попавшихся на взятках отдельных чиновников, как это делается сейчас, а разработав на федеральном уровне эффективное антикоррупционное законодательство. Сегодня оно сильно отстает от законодательства европейских стран. Оно должно касаться всех видов коррупции и затрагивать многие аспекты нашего бытия, в том числе и бизнеса. В частности, отслеживать денежные потоки, обеспечивать правовое поле для борьбы с компаниями-однодневками, на которые сегодня, по существу, нет управы. Хочу подчеркнуть, что для законодателей здесь очень большое, фактически еще не паханное поле деятельности и что антикоррупционное законодательство должно быть очень жестким. То, что вопрос о борьбе с коррупцией сегодня настойчиво поднимается президентом страны, дает надежду на смену стиля и методов работы нашего чиновничьего люда.
Анатолий КОЗЕРАДСКИЙ, депутат Государственной думы РФ:
- Уверен, что законодатели однозначно могут вложить серьезную лепту в борьбу с коррупцией.
Ну, во-первых, сегодня каждый закон на предмет наличия личных интересов предварительно рассматривает специальная комиссия Госдумы. И в этой связи надо сказать, что уже много проектов она заморозила и не пропустила к рассмотрению. Во-вторых, необходимо готовить законопроекты, направленные на существенные изменения в системе правоохранительных органов. Так, недавно Борис Грызлов заявил о грядущем реформировании российской прокуратуры. Следствие должно быть выделено из общей прокурорской работы в отдельное следственное управление, которым будет руководить человек рангом не ниже заместителя генпрокурора. В-третьих, нам нужны законы, в соответствии с которыми работники правоохранительных органов и государственные чиновники будут обязаны подавать декларацию о доходах. Сегодня настало время, когда нужно вернуться к старой практике, и об этом говорил президент России. Это даст нам возможность жестко контролировать людей, приближенных к власти.
Вообще сегодня в этих вопросах непочатый край работы. Надеюсь, что требования руководства страны станут мощным толчком в этом направлении, и для Государственной думы в частности. А вот как выглядят результаты голосования: да - 14 процентов; нет - 86 процентов; не знаю - 0.
Они, откровенно говоря, неутешительные. Большинство проголосовавших не верят в способность власти повлиять на ситуацию. Но, может быть, мы не верим и самим себе? Ведь вина в том, что у нас деньги могут, по сути, решить все, лежит не только на тех, кто их вымогает и берет, но и на тех, кто дает.
Елена МАСЛОВА, Алина ХОРОШЕВА.