Поверил я алгеброй гармонию

Поверил я алгеброй гармонию

Старшая сестра

Ученики, склонив головы к задачникам, пыхтят над примерами.
- Фая, а ты почему не пишешь? - учительница удивлена, почему эта смышленая девчушка сидит, сложив руки на парте.
- Тетрадка кончилась, а я устно все сосчитала.
Тетрадкой Фая назвала кое-как сшитые суровой ниткой куски старой газеты. У ее соседа вместо тетрадки старые бухгалтерские квитанции, а кто-то вообще пишет на найденных случайно обрывках сельскохозяйственных плакатов, так что ответ задачи про коров в стаде приходится писать на самых рогах быка.
О новенькой синей тетрадке в клеточку или хотя бы "в три косые" мечтает каждый. Но где их взять, когда война кругом? В Павлове не было боев и бомбежек, а горя хватила каждая семья.
А еще недавно Фая Шикина мечтала, что скоро будет учиться в городской светлой школе. Там, рассказывал отец, после уроков можно в разных кружках заниматься или идти на школьный стадион.
Своя деревенская школа в Мартове ей тоже нравилась, хотя учителю приходилось заниматься сразу с двумя классами. Старший брат на первом ряду был третьеклассником, она на втором - первоклашкой.
Но отец заканчивал учебу в партийной школе, получил направление на работу на Горьковский автозавод, куда обещал перевезти и всю семью. Да вместо большого города в большую мясорубку попал, откуда уже и не вернулся.
В военкомат он пришел 22 июня 41-го, наутро со своими семерыми детьми и с женой попрощался...
Как оказалось, навсегда. Мать, надеясь на скорый отъезд, даже огород не засеяла, так, кое-какие грядки для первой зелени.
И первая же военная осень показала, что такое настоящий голод. Кое-что из домашнего скарба обменяли на муку и картошку. Особенно было жалко отцовские наручные часы с дарственной надписью от всесоюзного старосты Михаила Ивановича Калинина, которые глава семейства, видимо предполагая такую ситуацию, оставил дома.
Работать могла одна мать. На колхозные трудодни детскую ораву было не прокормить, решили переезжать в Павлово. На деньги от продажи деревенского дома смогли купить в городе лишь четырнадцатиметровую комнатушку.
В ней уместились две кровати да большой стол с табуретками.
Зато на всех давали хлебные карточки.
За отца как пропавшего без вести пособия детям не полагалось, лишь позднее стали выдавать по 240 рублей в месяц.
Фаина была старшей в семье, училась хорошо и как могла помогала матери.
Ребятишки пухли от голода, болели, двоих не удалось вылечить...
Но остальные жили дружно, старшие заботились о малышах, а те уступали им и угол на столе, чтобы учить уроки, и худые валенки, которые носили по очереди.
После семилетки девушка без раздумий пошла в педучилище: учительница математики в школе напророчила ей будущую профессию.
Стипендия шла в семейный бюджет. Учеба давалась легко, пятерки были не только по математике, но и по всем другим предметам.
А каких только дисциплин не было там в учебной программе! Особенно (после математики, конечно) нравилась музыка. Ведь тайной мечтой девушки была учеба в музыкальной школе. В Павлове была такая, но у Фаи - опять-таки из-за нужды - поступать в нее не было возможности, даже на нотные тетради не было денег. А без своего инструмента какая музыка?
Зато в педучилище она отдалась этим занятиям со всей страстью.
И очень жалела, что в дальнейшем не удалось совершенствоваться в игре на фортепиано, хотя потом в сельской школе эти умения ей очень пригодились.

С "красным дипломом"

 Диплом с отличием давал преимущественное право выбора места работы. При распределении Фаине Леонидовне предложили преподавать математику в лучшей школе города. А она отказалась, взяла направление в сельскую глухомань. Думаю, не последнюю роль в выборе сыграл тот факт, что взрослеющим детям все меньше места доставалось в их маломерной комнатенке, а вслед за ней в педучилище поступала сестра Лида. Деньгами же помогать матери можно было и издали, что она и делала всю последующую жизнь.
В Красных Усадах ей пришлось при большой нагрузке преподавателя математики стать еще и классным руководителем у пятиклассников.
Вот где пригодились ей знания и навыки из педучилища, где студентов учили не только методике преподавания, но и петь, рисовать, клеить, строгать. Да к тому же и на пианино играть.
Игры, загадки, тематические вечера по занимательной математике были интересны не только детям, но и родителям. И в сельском клубе приходилось выступать с концертами, и по селам с агитбригадой разъезжать.
А тут прибавились еще и контрольные с зачетами на заочном отделении математического факультета пединститута.
Ничего, справлялась. Отличница в учебе оказалась отличницей и в работе.

"Отличница"

Забегая вперед, сообщу, что "Отличницей" она признана и официально, есть у нее такое звание, правда, присвоено оно было уже в Горьком, где она преподавала (и до сих пор преподает) математику в школе N 122 Советского района.
Не все с восторгом относятся к этому предмету. Некоторые считают, что ни к чему тратить время на теоремы и формулы, мол, во многих профессиях и без них можно прекрасно обойтись.
Фаина Леонидовна умело разбивала эти доводы, доказывала примерами (эрудиция помогала), что и ботанику, и зоологу, и военному офицеру без этой науки не обойтись. А уж инженеру, кибернетику, электронщику и тем более.
Двадцать лет она возглавляла заочную математическую школу Московского университета для старшеклассников, разъясняя присылаемые для решения задачи, проверяя их выполнение, консультируя.
Надо сказать, что эту немалую работу, как и классное руководство и факультативные занятия, она выполняла на общественных началах, без оплаты. Из любви к избранному делу.
А в семье в это время уже росли две девочки. Они оказались способными, в родителей, учились хорошо.
Младшая Оля даже музыкальную школу закончила. Позднее одолела консерваторию и пединститут.
Мамина музыкальная мечта воплотилась в дочери.
Увлеченность преподавателя передается и ученикам. Более десяти ее выпускников стали учителями математики. Ее выпускники с первой попытки поступают в вузы, получая высокие оценки на вступительных экзаменах по математике. А нередко их зачисляют и вовсе без экзаменов как победителей олимпиад разных уровней.
И классным руководителем она была великолепным! В пору "картошки", когда школьников посылали в шефствующие колхозы, ее класс всегда был в передовиках. В летние каникулы обязательно куда- нибудь вывозила ребят на экскурсии, объехали, таким образом, всю страну. Сумела так сдружить ребят, что они потом предпочитали не расставаться и в дальнейшей жизни. Так, из одного только ее выпускного класса мы насчитали с ней пять семейных пар. И живут они уже больше двадцати лет, не расставаясь.
Семьдесят пять лет исполнилось в конце октября Фаине Леонидовне Яковлевой (она уже давно носит фамилию мужа), а она до сих пор преподает свой любимый предмет.
И все в той же 122-й школе, куда она пришла сорок пять лет назад.
Продолжает работать не оттого, что получает маленькую пенсию, теперь прежней нужды нет, дочери помогут в случае чего. Просто они до сих пор нуждаются друг в друге - учитель и ученики.
В старших классах вести уроки нелегко, молодые учителя идут неохотно, вот ее и уговаривают каждый год поработать еще. А Фаина Леонидовна не видит в этом больших трудностей, к тому же формулы и теоремы стали неотъемлемой частью ее существа. И еще она очень любит школу. Свою любовь и дочкам передала, они тоже стали преподавательницами.
Только одна, Елена Юрьевна Савинова, учит детей биологии в школе № 12 в Автозаводском районе, другая, Ольга Юрьевна Яковлева, музыкант, преподает в педагогическом университете.
Валентина АБРАМОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате