Мелки буковки, да дороги

Мелки буковки, да дороги

— Вы делаете покупки и получаете за это бонусные баллы, — соловьем пел стоящий за стойкой у входа в торговый зал аккуратный молодой человек. — А тратите их на то, что вам нравится. Также можете участвовать в акциях и получать бонусные баллы, купоны, подарки и многое другое…

Поверили на слово

— Поехала в торговый центр «Мега» моя матушка-пенсионерка за покупками, а попала… в объятия мошенников, — расстраивается Игорь Привалов. — Стали там прельщать ее удобствами пользования «Мега-картой», обещая, что это удовольствие ей не будет стоить ничего.

Родительница согласилась. Именная карта была готова через пять минут. Во время процесса оформления сотрудники твердили: сие предложение абсолютно бесплатно. Поэтому вопрос: «А 950 рублей вы когда будете оплачивать — сейчас или до 30 августа?» — прозвучал как гром среди ясного неба. Про это важное условие было сообщено только тогда, когда подписи в договоре были поставлены и карту активировали!

— Спорить с банком мы не стали, решив заплатить 950 рублей. Но вносить оплату тотчас не побежали, решив сделать это в удобное время. Вдруг пришло SMS-оповещение о задолженности в 1007,5 рубля по карте, которой ни разу не пользовались: это списалась сумма за страхование. Естественно, при заключении договора менеджеры об этом тоже постарались умолчать, — продолжает рассказывать сын пенсионерки.

Хотя он и признает, что его мать во многом сама виновата: не прочитав соглашение, она его все же подписала. А с другой стороны, когда еще наши пожилые люди читают банковские договоры, составленные мелким шрифтом? Они больше верят на слово. На то и рассчитывают менеджеры и расставляют ловушки на тех, кто в силу своего социального положения ведется на слова «бесплатно», «льгота», «акция». Впрочем, на их крючок попадаются и совсем юные нижегородцы.

— Недолго думая, мой 18-летний сын с другом решили завести себе пластиковые карты, сделав это (какое совпадение) в том же торговом центре.
Довольный, он продемонстрировал мне эту карту дома, но я радость испортила, прочитав все мелкие буквы, — поведала другую историю Ирина Дементьева. — Мы пришли в офис банка, который располагается на улице Горького, сын написал заявление на расторжение договора и заявление-претензию с отказом платить годовое обслуживание по активированной карте, поскольку при заключении договора был введен в заблуждение. Служащая, позвав на помощь сотрудника выше рангом, возмущенно уверяла: перед расторжением надо заплатить 950 рублей. Но поскольку пользователем карты может стать лишь гражданин в возрасте 23 — 61 года, заявления у нас все же забрали.

Кто виноват и что делать?

В соответствии с Законом о защите прав потребителей, мы имеем право досрочно расторгнуть соглашение, которое нас не устраивает, погасив при этом затраты, понесенные исполнителем.

— Если человек поставил подпись под строчкой «С условиями и тарифами договора ознакомлен», и при этом в соглашении прописаны финансовые обременения, доказать, что подписанию предшествовали устные утверждения о бесплатности, сложно, — комментирует начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Нина Цветкова.

Кредитно-финансовые учреждения настолько умело пользуются доверчивостью людей, что количество разбирательств, связанных с навязыванием пластиковых карт, множится. Это подтверждает специалист отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Ольга Сторожилова.

За нынешний год в управление поступило 275 обращений потребителей по нарушению их прав в сфере финансовых услуг. Из них 21 процент — жалобы на пользование пластиковыми картами, а 1,5 процента — претензии по заключению банковского договора.

По обращениям потребителей в этом году проведено 129 проверок. Типичным правонарушением стало включение в договоры условий, ущемляющих установленные законом права потребителей (взимание комиссии за ведение ссудного счета, за выдачу кредита, за досрочное погашение кредита, несоблюдение порядка погашения задолженности и т. д.) — 63,6 процента.

Специалисты Роспотребнадзора участвуют в судебной защите прав потребителей финансовых услуг, предоставляя в суд свои заключения по рассматриваемому делу. Таких заключений за истекший период было сделано 264. Отстаивать же в суде свои права нижегородцам приходится самим.
Противостоять банкам, располагающим опытными юристами, получается далеко не у всех.

Елена КУЛЬЧИЦКАЯ.

Тем временем

Наказали за «скромность»

Банк «УРАЛСИБ» оштрафован на 100 тысяч рублей. Так финансово-кредитное учреждение наказано за нарушение рекламного законодательства.

Негодование Управления Федеральной антимонопольной службы вызвала наружная реклама, весь апрель «украшавшая» улицы Нижнего Новгорода. В ней крупно прописывалась наиболее выгодная ставка по ипотечному кредиту — «10 процентов годовых». Но существенно обременяющие заем условия были обозначены мелким и трудным для восприятия шрифтом.

Комиссия Нижегородского УФАС признала рекламу ОАО «УРАЛСИБ» ненадлежащей, противоречащей требованиям Федерального закона «О рекламе». На основании выводов комиссии антимонопольным ведомством и было вынесено решение об административном наказании ОАО «УРАЛСИБ».

Справка «НН»

Согласно ФЗ «О рекламе» не допускается умолчание условий приобретения товара, реклама должна содержать все условия, определяющие фактическую стоимость кредита.

Кстати

В Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области поступило 275 обращений граждан по нарушениям их прав в сфере финансовых услуг. За аналогичный период прошлого года общее количество таких обращений составило 201.

Следите за нашими новостями в удобном формате